Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
всего лишь нестройный шум. Лишь когда вы ее слушаете, вы можете сказать, что
это музыка, а не просто шум.
М.Ласки: Да, конечно, и я дорого бы дала, чтобы понять, почему
хорошая музыка, хорошая поэзия, хорошее искусство так на нас воздействуют; я
вполне допускаю, что опытное переживание Бога относится к этой же области. При
всем моем атеизме мне не придет в голову поставить под сомнение, что церкви,
синагоги, мечети за века приобрели глубокое знание человеческой природы,
человеческого мышления, физических реакций человека. Сами вы много говорили о
внутренней молитве, и прежде даже, чем я прочла ваши книги, меня очень
интересовала эта тема, потому что мне было ясно, что это дает результат, то
есть что люди, занимавшиеся созерцательной молитвой, получали от нее пользу. Я
делала такие попытки, в недавнем прошлом— очень усердные, потому что
страдала от смещения позвонка, а прибегать к болеутоляющим средствам не люблю.
Мне казалось, что созерцательная молитва, как о ней пишет святой Григорий
Двоеслов, например, размышление над Молитвой Господней, может облегчить мое
страдание. Так оно и оказалось. Так что в этом отношении я признаю, что Церковь
нашла умственные приемы, которые оказывают целительное действие, они
благотворны. Но мне кажется, что этот молитвенный опыт, как и другие
переживания, называемые религиозными, Церковь, так сказать, держит при себе,
говоря: эти переживания принадлежат нам, они ведут к Богу. Я не утверждаю,
будто то, что испытала я, может сравниться с опытом монаха, имеющего навык
молитвенной практики, но не присваиваете ли вы различные приемы и образ жизни, которые
могли бы пригодиться всем людям, не даете ли им объяснения, которые неприемлемы
для атеистов? А эта практика могла бы пригодиться человечеству сейчас больше,
чем когда-либо прежде,— сейчас, когда так легко прибегают к успокаивающим
психотропным средствам…
Митр.Антоний: Что касается приемов и методов, я совершенно с
вами согласен и приведу пример, который, так сказать, льет воду на вашу