Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
молитвенной практики, но не присваиваете ли вы различные приемы и образ жизни, которые
могли бы пригодиться всем людям, не даете ли им объяснения, которые неприемлемы
для атеистов? А эта практика могла бы пригодиться человечеству сейчас больше,
чем когда-либо прежде,— сейчас, когда так легко прибегают к успокаивающим
психотропным средствам…
Митр.Антоний: Что касается приемов и методов, я совершенно с
вами согласен и приведу пример, который, так сказать, льет воду на вашу
мельницу: группа наркоманов случайно прочитала книгу The Cloud of Unknowing76 и обратилась к священнику (то был не я):
«Мы обнаружили именно то, чего ищем, и нам обошлось бы гораздо дешевле
достигать этого таким путем, чем наркотическими средствами»…
М.Ласки: И это был бы более здоровый способ…
Митр.Антоний: Несомненно. И сейчас есть целый ряд примеров,
скажем, как наркоманы через созерцание достигают того, чего они ищут в
наркотиках, и отходят от наркотиков в другую область. Что касается приемов, я
совершенно согласен с вами, потому что приемы основаны на общечеловеческих
свойствах. К какой бы цели вы ни стремились, ваши мысли— это человеческое
мышление, ваши чувства— это ваши человеческие эмоции. Но верующий
почему-то скажет (по той же причине, по которой вы признаете красоту в музыке,
в природе, в искусстве): «Опыт, который я пережил, принадлежит не моим эмоциям,
самообольщению, не моему физическому состоянию данного момента, то была встреча
с чем-то иным, глубоко отличным от меня, что, даже при некоторых познаниях в
социологии, психологии или биологии, я не могу отнести к чему-то во мне самом,
присущему мне».
М.Ласки: Это и есть основоположная разница между нами!
Переживание, с которым мы столкнулись,— отлично ли оно от нас самих?
Является ли оно самопроизвольным чувством или произведено другим, берет начало
извне? Не в этом ли главное различие между нами?
Митр.Антоний: Да. Верующий скажет: «Я объективно знаю, что Бог