Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

совершенно согласен с вами, потому что приемы основаны на общечеловеческих

свойствах. К какой бы цели вы ни стремились, ваши мысли— это человеческое

мышление, ваши чувства— это ваши человеческие эмоции. Но верующий

почему-то скажет (по той же причине, по которой вы признаете красоту в музыке,

в природе, в искусстве): «Опыт, который я пережил, принадлежит не моим эмоциям,

самообольщению, не моему физическому состоянию данного момента, то была встреча

с чем-то иным, глубоко отличным от меня, что, даже при некоторых познаниях в

социологии, психологии или биологии, я не могу отнести к чему-то во мне самом,

присущему мне».

М.Ласки: Это и есть основоположная разница между нами!

Переживание, с которым мы столкнулись,— отлично ли оно от нас самих?

Является ли оно самопроизвольным чувством или произведено другим, берет начало

извне? Не в этом ли главное различие между нами?

Митр.Антоний: Да. Верующий скажет: «Я объективно знаю, что Бог

есть; это означает, что мое познание— приобретено, а не надуманно». Но

разве то же самое не относится к иррациональному опыту в обычной жизни? Опыту,

подобному любви, чувству красоты в искусстве, в музыке?

М.Ласки: Я готова предположить, что чувство красоты

иррационально, необъяснимо лишь до поры. Я часто вспоминаю, как двести лет

назад философ Юм сказал, что мы знаем, что хлеб нам полезен, но никогда не

узнаем, почему; теперь-то нам это известно. И я думаю, что в будущем—

может быть, совсем недалеком— мы познаем, что именно так действует

на нас, что мы называем красотой.

Митр.Антоний: Очень может быть, но почему не предположить, что

тем же путем мы придем к иному выводу, что, изучая, скажем, энцефалограммы, мы

сможем обнаружить, что в какой-то момент в наш опыт проникло, вошло нечто, не

свойственное нашему физическому существу. Логически это предположение столь же

достоверно, как и первое.

М.Ласки: Вот это-то я очень хотела бы узнать! И разумеется,

если бы все случилось по-вашему, то ничего не оставалось бы, кроме как стать

верующей. Однако я сильно подозреваю, что случится по-моему… Но предположим,

что я (как это может случиться с любым неверующим) внезапно переживу опыт

такого рода, который вы описываете как уверенность в том, что Бог есть. Причем

он случится вне всякого религиозного контекста. Скажем, я, как Игнатий Лойола,

в тот момент сижу на берегу реки77.