Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
совершенно согласен с вами, потому что приемы основаны на общечеловеческих
свойствах. К какой бы цели вы ни стремились, ваши мысли— это человеческое
мышление, ваши чувства— это ваши человеческие эмоции. Но верующий
почему-то скажет (по той же причине, по которой вы признаете красоту в музыке,
в природе, в искусстве): «Опыт, который я пережил, принадлежит не моим эмоциям,
самообольщению, не моему физическому состоянию данного момента, то была встреча
с чем-то иным, глубоко отличным от меня, что, даже при некоторых познаниях в
социологии, психологии или биологии, я не могу отнести к чему-то во мне самом,
присущему мне».
М.Ласки: Это и есть основоположная разница между нами!
Переживание, с которым мы столкнулись,— отлично ли оно от нас самих?
Является ли оно самопроизвольным чувством или произведено другим, берет начало
извне? Не в этом ли главное различие между нами?
Митр.Антоний: Да. Верующий скажет: «Я объективно знаю, что Бог
есть; это означает, что мое познание— приобретено, а не надуманно». Но
разве то же самое не относится к иррациональному опыту в обычной жизни? Опыту,
подобному любви, чувству красоты в искусстве, в музыке?
М.Ласки: Я готова предположить, что чувство красоты
иррационально, необъяснимо лишь до поры. Я часто вспоминаю, как двести лет
назад философ Юм сказал, что мы знаем, что хлеб нам полезен, но никогда не
узнаем, почему; теперь-то нам это известно. И я думаю, что в будущем—
может быть, совсем недалеком— мы познаем, что именно так действует
на нас, что мы называем красотой.
Митр.Антоний: Очень может быть, но почему не предположить, что
тем же путем мы придем к иному выводу, что, изучая, скажем, энцефалограммы, мы
сможем обнаружить, что в какой-то момент в наш опыт проникло, вошло нечто, не
свойственное нашему физическому существу. Логически это предположение столь же
достоверно, как и первое.
М.Ласки: Вот это-то я очень хотела бы узнать! И разумеется,
если бы все случилось по-вашему, то ничего не оставалось бы, кроме как стать
верующей. Однако я сильно подозреваю, что случится по-моему… Но предположим,
что я (как это может случиться с любым неверующим) внезапно переживу опыт
такого рода, который вы описываете как уверенность в том, что Бог есть. Причем
он случится вне всякого религиозного контекста. Скажем, я, как Игнатий Лойола,
в тот момент сижу на берегу реки77.