«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Глава 2. ПОЛЬЗА

2.1. Быть в Церкви – быть человеком

     Но кто же тогда те, кто не ходят в церковь? Разве они не люди? Или нет у них ног, ушей, головы? И глаза, друг мой, и ноги, и все остальное, конечно, у них есть. Но головы, уши, ноги есть и у животных, и гораздо крупней, однако это не делает их людьми. Человека от животного можно отличить не только по внешнему виду, а по посещениям церкви. Если человек не ходит в церковь, то он уподобляется животному (не в обиду будет сказано). Сам подумай: всю неделю, как и животное, постоянно занятое поиском пищи, работает, чтобы прокормить себя и семью. Спит он, спит и зверь. Ест он, ест и бессловесная тварь. Отдыхает – отдых нужен и четвероногому. Какая же разница? А разница видна в воскресенье. Человек идет в храм и там предстоит Богу, чего животное не делает. Тот, кто не ходит в церковь, забывает, что он человек и опускается до животного образа жизни. Дичает, становится зверем. Он может ходить в галстуке и быть свежевыбритым, но сердце его – сердце зверя.

 

2.2. Источник общественного благоденствия

     Отчего страдает сегодня общество? От вражды и раздоров, от себялюбия и бессердечия сильных мира сего, несправедливости и обмана. Но храм – это мастерская общего дела, удивительный источник общественной справедливости. От звуков евангельского благовестия рушатся общественные перегородки, как стены Иерихона. Человеческая разобщенность, обусловленная социальными различиями, остается за церковной оградой. Богатые и бедные, великие и малые, с высоким положением и без него, друзья и бывшие враги находятся здесь в равном достоинстве и причащаются из одной Святой Чаши. Все рабы Господа чувствуют себя в церкви братьями, имеющими общее наследство – Царство Небесное. Мягче становятся их сердца, они выходят из храма более кроткими и смиренными, возвращаются домой гораздо более сдержанными.

     Если вдруг заходит в церковь скупой богач и слышит евангельские слова: "Безумный, в эту ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?", его душу начинают бередить угрызения совести. Не дождется он часа, когда можно уйти. Почему? Дело в том, что вчера он несправедливо захватил единственный дом вдовы своего брата. После литургии спешит навстречу ей. "Прости меня, – говорит он, – я поступил несправедливо. Дом – твой. Я возвращаю его".

     А разве мало тех, кто еще недавно были позором общества и мучением для семьи, но посещение церкви изменило их?

     Жил в Пирее один хулиган. Осиротел в детстве и не знал церкви. С двенадцати лет начал воровать. Скатился на самое дно. По нему "плакала тюрьма", его боялись дружки. Его боялась жена и вся семья. Пьяница и полуночник, он считал, что жена должна ждать его, в какой бы час ночи он ни вернулся домой. И горе ей, если она засыпала: он избивал ее до полусмерти.

     Один сапожник уговорил его сходить в воскресенье в храм Пресвятой Троицы. Там он познакомился и с другими прихожанами. На него произвело сильное впечатление то, что они не походили на людей из его собственной компании. С тех пор он начал постоянно ходить в церковь. Исповедовался, бросил пить, оставил наркотики. Начал носить деньги домой, взялся за воспитание детей и вместе с ними ходил в церковь. С окружающими стал дружелюбен. В кармане он всегда носил душеполезную книжку. Хотя сам читать не умел, но давал ее другим, чтобы они получили пользу. Так с посещения церкви началось его возрождение.