Lectures on Church Law

Дьякон

По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом - побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, - были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа). В русской Церкви диаконы как прежде назначались, так и теперь назначаются в некоторые церкви в помощь священникам при богослужении (действиях, указанных в богослужебном уставе) и для большего его благолепия. С разрешения своего настоятеля диакон может поучать прихожан в своей церкви и быть законоучителем или учителем в церковно-приходской школе (последняя обязанность должна, по возможности, объединяться с диаконской должностью). Притом, прохождение диаконского служения должно быть естественной подготовкой к священнической степени (Ук. Св. Синода 1885 г. № 308).

Причетники

Их обязанность: исполнять положенное чтение и пение при богослужении в церкви и приходе, а также прислуживать священнослужителям при богослужении и сопровождать священника по приходу при совершении им треб. Настоятель церкви может поручать им церковное письмоводительство. В управлении церковно-приходскими делами они принимают некоторую долю участия и подписывают вместе со священником все церковные документы по всем церковно-приходским делам; предписания начальства даются на имя всего причета, и от имени всего причета идут к начальству представления по этим делам; за незаконные или неосмотрительные действия священника, в которых принимали участие причетники (напр., за венчание незаконного брака), они также подвергаются ответственности, в соответствии с их должностями. Приходские причетники назывались у нас исстари, одни дьячками (от слова дьяк), другие пономарями (от греческого παραμονάριος - приставник); теперь, без различия, штатным, не вольнонаемным, служащим причетникам присвоено законом звание псаломщиков. Полное исключение из штата всякого члена клира может состояться или по формальному суду, или по болезни и старости, когда он окажется неспособным к продолжению служения. Уволенный за штат священник в своем поведении подлежит общему порядку надзора епархиального начальства и обязан приписаться к какой-либо церкви; он может, с согласия местного настоятеля, совершать в ней временами богослужение (Уст. Конст. 78, 79).

Церковный Староста

При каждой приходской церкви полагается быть церковному старосте. Эта должность была установлена (еще указом Петра I; 1718 и 1721 гг.) сперва для продажи церк. свечей и для записи прихода и расхода по церкви; впоследствии, по указам Св. Синода (1736 г.), круг обязанностей церк. старосты был несколько расширен и точно определен особыми инструкциями. По ныне действующей инструкции (Высочайше утвержденной в 1890 г.), церк. староста есть поверенный прихожан и исключительно ими избранный на 3-х летний срок, для совместного с причетом приобретения, хранения и употребления церк. денег и всякого церк. имущества. Право быть избирателями принадлежит членам приходской общины, не менее 25 лет от роду, допускаемых к участию в собраниях местного сельского или городского общества, или в собраниях дворянства; это право не может передаваться по доверенности. Выборы должны проходить в приходском храме, под наблюдением благочинного или его заместителя, в присутствии причета. Приходский причет назначает время выборов и (в городах) составляет списки лиц, имеющих право участвовать в выборах; но сам не принимает в этих выборах участия. В церк. старосты не могут быть избранны: а) лица, моложе 25 лет от роду; б) сектанты, а также нерадивые к христ. долгу (не бывающие на исповеди и св. Причастии); в) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, и подвергшиеся тюремному заключению или большим наказаниям; уволенные по суду со службы или из духовного ведомства за пороки, или из обществ и дворянских собраний, по приговорам сословий, или сложившие с себя свящ. сан; г) несостоятельные должники, а также состоящие под опекой за расточительность; д) в сельских приходах - волостные старшины и писаря (пока они состоят в этих должностях), а также содержатели, приказчики, сидельцы заведений по продаже спиртных напитков вразлив. Письменный акт о состоявшемся выборе представляется архиерею на рассмотрение и утверждение. Утвержденный в должности старосты принимает присягу по особой форме. На церк. старосту возлагается обязанность: собирать и принимать всякие поступающие в церковь доходы и пожертвования; совершать всяческие покупки для нее и производить всякий необходимый в ней ремонт; наблюдать за исправным состоянием церкви, ее домов, и всего ей принадлежащего, а также за служителями при ней; вести приходно-расходную отчетность (если он грамотный); следить за соблюдением богомольцами тишины и порядка в церкви и вне ее (при крестных ходах); наблюдать, чтобы в приходе не велась незаконная торговля церк. восковыми свечами. Но так как церк. собственность, по канонам (Апост. 38, 41), должна находиться в ведении и распоряжении церк. власти, то староста не имеет права самовластно распоряжаться ею и обязан при ее употреблении беспрекословно повиноваться епархиальному начальству, и все распоряжения церк. старосты должны происходить с ведома и согласия причета, который, вместе со старостой, отвечает за целостность и правильное употребление церк. имущества. К участию в срочной или экстренной проверке прихода, расхода или наличности церк. сумм должны привлекаться особые уполномоченные от прихожан. Они, в числе двух, избираются на годичный срок также собранием прихожан из лиц, удовлетворяющих тем же требованиям, что и церк. старосты. Закон дает церк. старостам некоторые преимущества и права на награды. Старосты из крестьян освобождаются от нарядов и общественных работ, от обязанности присяжных заседателей (Ук. 11 Сент. 1867 г.). Старостам не из крестьян присвоен мундир дух. ведомства (в столицах и губернских городах - 9-го класса, а в уездных городах и селах - 10-го кл.), а старостам из крестьян - особый кафтан. Прослужившие три трехлетних срока к ряду имеют право носить эту форму после оставления должности; кроме того, в случае избрания их на 4-е трехлетие, они представляются к соответствующей их званию награде. По выслуге 3-х лет старосте выдается, по его увольнении, похвальный лист от архиерея. Примечание. Для бесприходных городских церквей старосты избираются городскими Думами (в составе гласных, только правосл. исповедания, без участия иноверцев); кандидаты же представляются от причетов этих церквей. Для церквей при казенных, общественных и благотворительных заведениях старосты избираются начальством заведений и утверждаются архиереем. Для домашних церквей частных лиц, а также молитвенных домов и часовен, приписанных к церквам, старосты не положены. Для церквей военного ведомства командиром воинской части или учреждения назначаются ктиторы (из офицеров или чиновников). Обязанности ктитора такие же, как и церк. старосты. Но, независимо от него, тем же порядком могут быть назначены, при утверждении Протопресвитера, также и церк. старосты; а в церкви военного ведомства, имеющие приходы, старосты избираются прихожанами в согласии с общим порядком, и утверждаются епарх. архиереем.

Приходские попечительства

Положением 1864 г. определено постепенно открывать в приходах Попечительства. Цель Попечительства - забота о благоустройстве и благосостоянии церкви и причета в хозяйственном отношении, а также об организации начального обучения детей, и о благотворительных действиях в приходе. Источниками должны служить добровольные пожертвования от прихожан и других жертвователей через кружки, подписки, сборные книги, или сборы с прихожан, устанавливаемые для изъявивших на это согласие общим собранием. Эти сборы не должны смешиваться между собой по своему назначению и производятся на каждый предмет деятельности Попечительства отдельно. Эти средства не могут также смешиваться с собственно церковными материальными средствами. Попечительства состоят из местных священнослужителей, церковного старосты, и из избранных общим собранием приходской общины его членов, отличающихся благочестием и преданностью православной вере; число членов и срок их служения определяется тем же собранием. Собрание составляется из всех православных домохозяев прихода, из прихожан не владеющих в приходе домами, но имеющих, по закону, право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества, или же (из дворян) в собраниях дворянства, а также - из прочих прихожан, которых Попечительство признает полезным пригласить. Волостные старшины сельских обществ - непременные члены Попечительств во всех приходах своей волости. Председатель - всегда избранное собранием лицо (Ему присваивается звание Попечителя прихода); заместитель же его - настоятель церкви (если он не председатель). Попечительство открывается при утверждении епархиального архиерея, представляет на его рассмотрение все сомнительные и превышающие права Попечительств случаи; в своих действиях оно контролируется общим собранием через уполномоченных. Как общественные учреждения и органы местных обществ, Попечительства пользуются покровительством духовного и светского начальства и имеют право на их содействие и на казенное пособие.

Церковные Братства

С приходскими Попечительствами не нужно смешивать Братства или благотворительные общества при церквах или монастырях, учреждаемые для служения нуждам православной Церкви (напр., для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев, для строительства и украшения православных храмов) или для дел христианской благотворительности и утверждения духовного просвещения. Церковные Братства составляются из православных лиц разного звания и состояния; в своих действиях они руководствуются специальными уставами, разработанными на основании общих положений (Утвержд. В 1864 г.) и утверждаемыми епархиальным архиереем при сношении с гражд. начальством. Церковный причет и староста могут не быть членами Братства. Примечание. Первоначально, церковные братства создавались в конце XVI века в Юго-Западной России в землях, подвластных Польше, где православная Церковь находилась тогда в бедственном положении от происков иезуитов и притеснений польского правительства. В то время братства принесли православной Церкви величайшую пользу в сохранении православия и русской народности. Их общие правила и церковные права, очень широкие, были утверждены Константинопольским Патриархом, в церковной зависимости от которого находилась тогда Юго-Западная Россия (после разделения русской митрополии). Братства брали под свое покровительство церкви и монастыри, надзирали за духовенством; их члены наблюдали за поведением друг-друга, оказывали взаимную религиозно-нравственную и материальную помощь, обличали несовместимые с христианским законом поступки не только своих членов, но даже своих епископов, искореняли всякое церковное бесчинство и т.п. На свои средства они заводили школы, типографии, благотворительные учреждения, издавали книги во благо православной Церкви.

Вне-епархиальные духовные ведомства

С приходскими Попечительствами не нужно смешивать Братства или благотворительные общества при церквах или монастырях, учреждаемые для служения нуждам православной Церкви (напр., для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев, для строительства и украшения православных храмов) или для дел христианской благотворительности и утверждения духовного просвещения. Церковные Братства составляются из православных лиц разного звания и состояния; в своих действиях они руководствуются специальными уставами, разработанными на основании общих положений (Утвержд. В 1864 г.) и утверждаемыми епархиальным архиереем при сношении с гражд. начальством. Церковный причет и староста могут не быть членами Братства. Примечание. Первоначально, церковные братства создавались в конце XVI века в Юго-Западной России в землях, подвластных Польше, где православная Церковь находилась тогда в бедственном положении от происков иезуитов и притеснений польского правительства. В то время братства принесли православной Церкви величайшую пользу в сохранении православия и русской народности. Их общие правила и церковные права, очень широкие, были утверждены Константинопольским Патриархом, в церковной зависимости от которого находилась тогда Юго-Западная Россия (после разделения русской митрополии). Братства брали под свое покровительство церкви и монастыри, надзирали за духовенством; их члены наблюдали за поведением друг-друга, оказывали взаимную религиозно-нравственную и материальную помощь, обличали несовместимые с христианским законом поступки не только своих членов, но даже своих епископов, искореняли всякое церковное бесчинство и т.п. На свои средства они заводили школы, типографии, благотворительные учреждения, издавали книги во благо православной Церкви.

Военное духовенство

С образованием в России при Петре ? постоянного регулярного войска, было признано необходимым назначить для подразделений войска (полков) особых священников, и иеромонахов - для флота, чтобы совершать для православного воинства необходимые священнодействия, давать ему всякое духовное утешение и ободрение, и которые были бы в походах со своими частями. Для надзора за этим духовенством в военное время назначались полевые обер-священники (в армии) и флотский обер-иеромонах; в мирное время оно подчинялось, по месту расположения частей войска, местным архиереям. В конце XVIII ст., при Павле I, было учреждено особое постоянное управление военным духовенством, в лице Обер-Священника армии и флота, непосредственно подчиненного Св. Синоду. Впоследствии управление духовенством гвардейских, а потом и гренадерских корпусов было отделено и поручено особому Обер-Священнику Главного Штаба, Гвардии и Гренадер. Затем оба эти духовных начальника были переименованы в Главных Священников (с 1858 г.). По последним постановлениям (полож. 1890 г.), заведывание всеми церквами и духовенством военного и морского ведомства поручается одному духовному лицу, именуемому Протопресвитером военного и морского духовенства (в то же время он состоит и Протопресвитером Преображенского всей Гвардии собора в Спб.). Избираемый Св. Синодом, он утверждается Высочайшей властью и находится в непосредственном ведении Св. Синода. При Кавказской армии был прежде (с 1840 г.) особый Обер-Священник (потом - Главный Священник), подчиненный Главному Священнику всей армии и флота. При протопресвитере учреждено Духовное Правление, состоящее из пяти членов, избираемых Протопресвитером и учреждаемых Св. Синодом, из числа петербургских военных священников, живущих в С.-Петербурге. При Правлении - канцелярия с чиновниками (3 стола), под наблюдением делопроизводителя, который находится в непосредственном ведении Обер-Прокурора Св. Синода. Делопроизводство ведется в соответствии с уставом Дух. Консистории. Ближайшее наблюдение над церквами и духовенством поручается дивизионным Благочинным. Военные священники должны исполнять все священнослужительские и пастырские обязанности для чинов своей части и их семейств, вести церковные документы, заведовать, под наблюдением командира своей воинской части, церк. хозяйством, вместе с ктитором церкви и церк. старостой (где таковой имеется). В частях, не имеющих своей постоянной церкви или здания, приспособленного для богослужения, священники должны неукоснительно отправлять богослужение во все праздничные дни в церквах епарх. ведомства, указанных им епарх. начальством; при этом, относительно очередности служб, церковных расходов и доходов они вступают в соглашение с местным настоятелем церкви. При мобилизации и во время военных действий они обязаны следовать, по назначению, с воинскими чинами, быть в указанных местах неотлучно и безусловно повиноваться начальству. Находясь в безусловном подчинении своему Протопресвитеру, военное духовенство поставлено в подчиненное положение также и к архиереям, по месту своего пребывания. Военные священники обязаны являться к местному архиерею по прибытии на службу в его епархию, и при посещении архиереем епархии, должны поминать его имя при богослужении, обращаться к нему в случаях, требующих епископского авторитета и наставления. Как протопресвитер, так и архиерей имеет власть разрешать недоразумения и разногласия между военным начальством и военным священником при исполнении последним церковно-богослужебных обязанностей, производить дознания об их проступках по службе и поведению (не требующих формального следствия и суда) и подвергать за них установленным (административным) взысканиям; формальный же суд производится исключительно местным архиереем через Духовную Консисторию. Примечание. На суда флота протопресвитер, по согласованию с архиереем той или иной епархии, назначает иеромонаха или вдовствующего священника, который в течение всей своей службы на флоте продолжает находиться в ведении своего епарх. начальства, а по ее окончании возвращается в свою епархию. В 1902 г. учреждены штатные судовые священники из белого духовенства (Церк. Ведом. 1902 г. № 26).