Lectures on Church Law

Епархия, как часть поместной Церкви, делится на несколько меньших частей, называемых приходами. Приход есть совокупность православных обывателей определенной местности, составляющих собой общину для удовлетворения своих религиозных потребностей и имеющих свой храм (один или несколько) и при нем священника (одного или нескольких) с причетом. Приходы у нас составлены из известных селений или городских участков с их православными жителями; других условий, точно определяющих состав приходской общины и принадлежность кого-либо к тому или другому приходу, в нашем законодательстве не содержится. Изменение установившихся пределов прихода зависит от власти епархиального начальства и может быть произведено только по настоятельной необходимости. Закон, напр., запрещает такие изменения из-за недовольства части прихожан священником, что вызвало бы расстройство приходов и привело бы к путанице в церковных актах (Уст. Конст. 93). Всякий новый приход учреждается по распоряжению епархиального начальства, с утверждением Св. Синода, причем начальство должно принимать во внимание то, чтобы приходы не множились без нужды и от этого не приходили бы в оскудение существующие церкви и их причеты.

Кроме того, разрешение на создание прихода в селениях (кроме церквей Западного и Приамурского края, и также кроме случаев особой необходимости в новом приходе) должно даваться не ранее того, как просители обязуются построить дома для жительства причета. Это условие должно соблюдаться, по мере удобства и возможности, и при открытии приходов в городах. Упразднение приходов также принадлежит епархиальной власти, с разрешения Св. Синода. Примечание 1. Кроме приходских церквей с причетами, существуют еще безприходные церкви с причетами, кладбищенские, церкви при казенных и общественных учреждениях (учебных, благотворительных, правительственных и проч.). Примечание 2. Всех православных приходов в России насчитывается свыше 40 тысяч.

Приходский причт

Каждый самостоятельный приход должен иметь одного или нескольких священников с причетниками (одним или несколькими) и, если можно, с диаконом. В древней Руси число членов причета не было определено и зависело от желания прихожан или от лиц и учреждений, под покровительством которых состоял приход. С XVIII-го века, по причине непомерного увеличения числа священников и церковников, существенно превышавшего потребности в них, стали появляться постановления, определяющие число лиц приходского причета, соразмерно с количеством дворов в каждом приходе. В 1728 г. было положено быть одному священнику на 150 дворов, двум - на 250 дворов, трем - на 300; причетников положено было иметь по 2 на каждого священника. В прошлом столетии (с 1842 года) сельские приходы были разделены на семь классов, по числу народонаселения (от 300 до 3000 душ мужск. пола); соответственно классу были установлены как штаты приходских причетов, так и размеры их жалования, где оно было назначено (для низшего класса назначался один священник и один причетник). По положениям 1869 г. были установлены новые штатные расписания сельских приходов и причетов, причем имелось в виду, главным образом, улучшение содержания сельского духовенства (Для изыскания мер к улучшению положения духовенства при Св. Синоде было учреждено особое Присутствие по делам православного духовенства, в 1962 г. Оно закрыто в 1885 г.). Многие приходы с малочисленным населением были присоединены с их церквами к другим приходам. Нормальный штат причета в каждом самостоятельном приходе был установлен из одного священника и одного причетника (В приходах с населением не менее 1000 душ мужск. пола было разрешено иметь 2-х шт. причетн); только в многолюдные приходы и в такие, где деревни значительно удалены от приходской церкви, мог быть назначен второй священник в звании помощника настоятеля, и при нем второй причетник. Диаконская должность была исключена из штата; было позволено иметь только внештатных диаконов (на особом содержании у прихожан или на вакансиях псаломщиков). Такие постановления, вызывавшие практические неудобства в удовлетворении религиозных нужд сельских жителей во многих местах, были потом отменены Св. Синодом (1885 г.). Разрешив вновь открывать, на основании общих положений, упраздненные приходы, и определив выделить в особые и самостоятельные те приходы, которые прежде были присоединены вместе с их церквами и причетами к другим приходам, Св. Синод отменил разделение священников на настоятелей и их помощников, и увеличил штат причета введением диаконской должности в приходах, имеющих более 700 душ мужск. пола (архиерею, впрочем, было предоставлено право назначать диаконов в приходы с меньшим населением, имеющие средства к обеспечению содержания их причета). Штатных псаломщиков было положено иметь по одному на каждого священника. На учреждение новых штатов причетов во вновь открываемых приходах, и на всякое изменение в штатном расписании приходов, епархиальное начальство испрашивает разрешения Св. Синода. Определять кого-либо в церкви в число причетников сверх положенного штата запрещено законом. В церквах, для которых штат причета не определен особым постановлением, за основу принимается штат, существующий с прежних времен. Определение лиц на церковное служение принадлежит, по учению св. Писания, и по каноническим правилам, непосредственно власти епархиального архиерея и объединено с его нравственной ответственностью (I Тимоф. 5:26; Впрочем, в древней Церкви это делалось с участием клира и народа). В древней Руси, при недостатке духовных школ и учреждений для подготовки лиц к священно-служительским должностям, епископы должны были требовать от вводимых в священство, чтобы их благонадежность была засвидетельствована их соседями и знакомыми (постановл. Владимирского Собора 1274 г.). Такие одобрения превратились, с течением времени, в приходские выборы, но породили и злоупотребления. Эти злоупотребления обычно состояли в а) приобретении избирателей подкупом (на что указывал царь Иоанн V Стоглавому Собору, утверждая, что угличане брали с избираемых ими в причет большие деньги, и на что обратил внимание также Московский Собор 1557 г.); б) посягательстве на существенное право святительской власти ставить того, кого сам епископ признает достойным (на что указывал царь Иоанн IV там же, разъясняя, что избранных по собственному усмотрению владыки, хотя бы "грамоте был горазд и чувствен", угличане не принимали); в) появлении в причете людей не сведущих, которые, по выражению Собора 1667 г., "ниже скоты пасти умеют, кольми паче людей". Для пресечения подобных злоупотреблений установились правила избрания прихожанами кандидатов на священство, причем постоянно выражалась та мысль, что рукоположение представляемого приходом зависит от усмотрения епископа, и что такой порядок определения в клир является временной мерой, до момента наличия достаточного числа подготовленных лиц, получивших образование. Дух. Регламент говорит, что прихожане или живущие в своих вотчинах помещики, избравши кандидата в священники своей церкви, должны в донесении архиерею засвидетельствовать его доброе и незазорное поведение (указать также средства его содержания). Указ 1797 г., 24 Июня, отменяя упомянутую статью регламента, постановляет, чтобы прошения об определении на место подавались только от желающих поступить на таковое, с приложением от прихожан одобрения частного поведения просителя. Составлена была и форма этих одобрений (Собр. Зак. Т. 24, № 18016 и т. VI, № 3911). Когда стали учреждаться духовные школы, учившихся в них было велено определять на церковное служение, не дожидаясь просьбы от прихожан; Собр. Зак. Т. 10, № 7364. и после того, как духовные школы стали подготавливать для церковного служения достаточное число лиц, вполне известных епископу и мало известных, или вовсе неизвестных, приходам, приходские выборы сами собой вышли из употребления, в силу тех самых распоряжений, которыми были установлены. По действующему праву, власть архиерея в деле определения на церковные должности и места не ограничена тем условием, чтобы кандидат был избран прихожанами или назначался с их согласия и одобрения. Впрочем, у прихожан не отнято право заявлять свое желание иметь на таких должностях известных им лиц или свидетельствовать о добрых качествах лица, ищущего рукоположения (Ук. Св. Син. 16 Июня 1884 г. № 1514; Уст. Конс. 70). На священнослужительские должности определяются принадлежащие к епархии лица, окончившие полный курс богословских наук в духовно-учебном заведении.

Согласно каноническим правилам (Апост. 15; I всел. 16; 4 всел. 20 и др.), никто из принадлежащих клиру не может переходить из своей епархии в другую в поисках места, и без согласия своего епископа не может быть определен в какой-либо церкви чужой епархии.

Приходский священник

Приходский священник должен быть духовным руководителем или пастырем вверенного ему прихода и преподавать своей пастве все необходимое освящение. 1) Как пастырь и духовный учитель, он обязан наблюдать за религиозно-нравственной жизнью своих прихожан, наставлять их в вере и христианской жизни как в церкви, так и вне ее, отвращать, при всяком удобном случае, от всяких суеверий и вразумлять заблуждающихся. Нерадивых в исполнении христианских обязанностей он имеет право исправлять духовными наказаниями (епитимьями); о вредных и нераскаянных злодеях, о производящих в народе соблазн он обязан сообщать своему начальству. Особенно должен он заботиться об обучении детей своих прихожан началам христианской веры, заповедям и молитвам, а также грамоте; с этой целью он должен устроить церковно-приходскую школу и обучать в ней, при содействии прочих членов причета; обязан также наблюдать за религиозно-нравственным направлением обучения детей в других школах его прихода. Уставом о Школах Грамоты (Высоч. утв. 4 Мая 1891 г. Они подлежат ведению и наблюдению исключительно дух. начальства) на приходского священника возлагается: а) ответственность за православно-церковное направление этих школ в его приходе и б) забота о поиске для них благонадежного учителя и попечителя, а также о снабжении школ необходимыми пособиями и руководствами. Учредители школы избирают учителя по соглашению со священником. Лицо, не имеющее свидетельства на звание учителя начального образования, либо учителя церковно-приходской школы, получает от священника письменное разрешение на должность учителя в школе грамоты, после испытания священником знания им молитв, св. истории, краткого катехизиса и прочих предметов обучения в этой школе. Вместе с учителем и попечителем школы (в присутствии, по возможности, сельских властей) священник проводит для учеников, по окончании учебного года, испытание, и выдержавшим его выдает форменное удостоверение. Попечители школы утверждаются а этом звании архиереем, по ходатайству священника перед уездным отделением Училищного Совета. 2) Как священнослужитель, приходский священник обязан неукоснительно отправлять в своей церкви общественное богослужение в праздничные дни (в тех городских церквах, где священников несколько, богослужение должно совершаться ежедневно), совершать для прихожан все порученные ему таинства и священнодействия, согласно с церковным уставом. Ему дано право присоединять к православной Церкви желающих того иноверцев из христиан и раскольников. 3) Соответственно званию настоятеля церкви, священник осуществляет основное наблюдение за благоустройством церкви и ее имуществом, за церковным порядком и благочинством. Вместе с причетом и церковным старостой он заведует церковным хозяйством. На его ответственности лежит исправное ведение всех церковных актов и документов, и всего письменного делопроизводства, относящегося к церкви. По отношению к прочим членам причета священник является их руководителем и наблюдает за их благонравным поведением и исправным исполнением должности; они обязаны оказывать ему почтение и послушание; не отлучаться без его ведома ни на один день. Он имеет право штрафовать их выговорами при других, а причетников - поклонами в церкви. Священник обязан объявлять в церкви своего прихода Высочайшие манифесты и указы, издаваемые со словами: "Объявляется всенародно", - по предписанию духовного начальства или по распоряжению гражданского начальства, но только официальному и непременно письменному. Власть священника ограничена пределами его прихода. Служить в чужой церкви и исполнять требы в чужом приходе без разрешения местного настоятеля, или не будучи уполномоченным на то своим начальством, он не имеет права, и прихожане обязаны обращаться с просьбами о совершении у них треб только к своим приходским священникам. Ни один священник не в праве отказываться от совершения даже в чужом приходе таких треб, как крещение младенца и напутствие больного, но только в случае крайней необходимости, по причине смертельной опасности. Примечание. Священник может принимать на исповедь чужих прихожан, давая им об этом свидетельства для представления их приходскому священнику. В исполнении своей должности священник подчинен только своему архиерею, по отношению к которому он является как бы наместником, и получает приказания только от своего духовного начальства; ему же и дает отчет по своей службе. Но законные требования местных гражданских властей, насколько это касается его должности и зависит от него, он обязан исполнять.

Дьякон

По постановлению древней вселенской Церкви, обязанностью диаконов при богослужении было наблюдать за его порядком и благочинством, заведовать церковной утварью, готовить все необходимое для священнодействий, помогать епископам и пресвитерам совершать некоторые богослужебные действия, главным образом - побуждением присутствующих к молитве (ектенье) и чтением Слова Божия. Вне богослужения диаконы, по назначению епископа, раздавали из церковных средств вспомоществования бедным, надзирали за низшими клириками и исполняли разные другие поручения епископа, были ближайшими его служителями (по выражению некоторых церковных учителей, - были очами, ушами, устами, сердцем, десницей епископа). В русской Церкви диаконы как прежде назначались, так и теперь назначаются в некоторые церкви в помощь священникам при богослужении (действиях, указанных в богослужебном уставе) и для большего его благолепия. С разрешения своего настоятеля диакон может поучать прихожан в своей церкви и быть законоучителем или учителем в церковно-приходской школе (последняя обязанность должна, по возможности, объединяться с диаконской должностью). Притом, прохождение диаконского служения должно быть естественной подготовкой к священнической степени (Ук. Св. Синода 1885 г. № 308).

Причетники

Их обязанность: исполнять положенное чтение и пение при богослужении в церкви и приходе, а также прислуживать священнослужителям при богослужении и сопровождать священника по приходу при совершении им треб. Настоятель церкви может поручать им церковное письмоводительство. В управлении церковно-приходскими делами они принимают некоторую долю участия и подписывают вместе со священником все церковные документы по всем церковно-приходским делам; предписания начальства даются на имя всего причета, и от имени всего причета идут к начальству представления по этим делам; за незаконные или неосмотрительные действия священника, в которых принимали участие причетники (напр., за венчание незаконного брака), они также подвергаются ответственности, в соответствии с их должностями. Приходские причетники назывались у нас исстари, одни дьячками (от слова дьяк), другие пономарями (от греческого παραμονάριος - приставник); теперь, без различия, штатным, не вольнонаемным, служащим причетникам присвоено законом звание псаломщиков. Полное исключение из штата всякого члена клира может состояться или по формальному суду, или по болезни и старости, когда он окажется неспособным к продолжению служения. Уволенный за штат священник в своем поведении подлежит общему порядку надзора епархиального начальства и обязан приписаться к какой-либо церкви; он может, с согласия местного настоятеля, совершать в ней временами богослужение (Уст. Конст. 78, 79).

Церковный Староста

При каждой приходской церкви полагается быть церковному старосте. Эта должность была установлена (еще указом Петра I; 1718 и 1721 гг.) сперва для продажи церк. свечей и для записи прихода и расхода по церкви; впоследствии, по указам Св. Синода (1736 г.), круг обязанностей церк. старосты был несколько расширен и точно определен особыми инструкциями. По ныне действующей инструкции (Высочайше утвержденной в 1890 г.), церк. староста есть поверенный прихожан и исключительно ими избранный на 3-х летний срок, для совместного с причетом приобретения, хранения и употребления церк. денег и всякого церк. имущества. Право быть избирателями принадлежит членам приходской общины, не менее 25 лет от роду, допускаемых к участию в собраниях местного сельского или городского общества, или в собраниях дворянства; это право не может передаваться по доверенности. Выборы должны проходить в приходском храме, под наблюдением благочинного или его заместителя, в присутствии причета. Приходский причет назначает время выборов и (в городах) составляет списки лиц, имеющих право участвовать в выборах; но сам не принимает в этих выборах участия. В церк. старосты не могут быть избранны: а) лица, моложе 25 лет от роду; б) сектанты, а также нерадивые к христ. долгу (не бывающие на исповеди и св. Причастии); в) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, и подвергшиеся тюремному заключению или большим наказаниям; уволенные по суду со службы или из духовного ведомства за пороки, или из обществ и дворянских собраний, по приговорам сословий, или сложившие с себя свящ. сан; г) несостоятельные должники, а также состоящие под опекой за расточительность; д) в сельских приходах - волостные старшины и писаря (пока они состоят в этих должностях), а также содержатели, приказчики, сидельцы заведений по продаже спиртных напитков вразлив. Письменный акт о состоявшемся выборе представляется архиерею на рассмотрение и утверждение. Утвержденный в должности старосты принимает присягу по особой форме. На церк. старосту возлагается обязанность: собирать и принимать всякие поступающие в церковь доходы и пожертвования; совершать всяческие покупки для нее и производить всякий необходимый в ней ремонт; наблюдать за исправным состоянием церкви, ее домов, и всего ей принадлежащего, а также за служителями при ней; вести приходно-расходную отчетность (если он грамотный); следить за соблюдением богомольцами тишины и порядка в церкви и вне ее (при крестных ходах); наблюдать, чтобы в приходе не велась незаконная торговля церк. восковыми свечами. Но так как церк. собственность, по канонам (Апост. 38, 41), должна находиться в ведении и распоряжении церк. власти, то староста не имеет права самовластно распоряжаться ею и обязан при ее употреблении беспрекословно повиноваться епархиальному начальству, и все распоряжения церк. старосты должны происходить с ведома и согласия причета, который, вместе со старостой, отвечает за целостность и правильное употребление церк. имущества. К участию в срочной или экстренной проверке прихода, расхода или наличности церк. сумм должны привлекаться особые уполномоченные от прихожан. Они, в числе двух, избираются на годичный срок также собранием прихожан из лиц, удовлетворяющих тем же требованиям, что и церк. старосты. Закон дает церк. старостам некоторые преимущества и права на награды. Старосты из крестьян освобождаются от нарядов и общественных работ, от обязанности присяжных заседателей (Ук. 11 Сент. 1867 г.). Старостам не из крестьян присвоен мундир дух. ведомства (в столицах и губернских городах - 9-го класса, а в уездных городах и селах - 10-го кл.), а старостам из крестьян - особый кафтан. Прослужившие три трехлетних срока к ряду имеют право носить эту форму после оставления должности; кроме того, в случае избрания их на 4-е трехлетие, они представляются к соответствующей их званию награде. По выслуге 3-х лет старосте выдается, по его увольнении, похвальный лист от архиерея. Примечание. Для бесприходных городских церквей старосты избираются городскими Думами (в составе гласных, только правосл. исповедания, без участия иноверцев); кандидаты же представляются от причетов этих церквей. Для церквей при казенных, общественных и благотворительных заведениях старосты избираются начальством заведений и утверждаются архиереем. Для домашних церквей частных лиц, а также молитвенных домов и часовен, приписанных к церквам, старосты не положены. Для церквей военного ведомства командиром воинской части или учреждения назначаются ктиторы (из офицеров или чиновников). Обязанности ктитора такие же, как и церк. старосты. Но, независимо от него, тем же порядком могут быть назначены, при утверждении Протопресвитера, также и церк. старосты; а в церкви военного ведомства, имеющие приходы, старосты избираются прихожанами в согласии с общим порядком, и утверждаются епарх. архиереем.

Приходские попечительства