Lectures on Church Law

Неповторяемость крещения

Правильно совершенное крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать (Грам. восточ. патр. чл. 16), и потому никогда не может быть повторено (Апост. 47), даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь. Основание этого правила содержится в той догматической истине, что крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ смерти И. Христа (Римл. 17, 3), последовавшей лишь однажды. Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено над каким-либо лицом (напр., над подкинутым младенцем) истинное крещение, церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений, "да таковое недоразумение не лишит его очищения толикою святынею" (Трул. 84; Карф. 83). Подкинутых детей не следует оставлять без крещения и тогда, когда при них находится письменное извещение о том, что они крещены, но нет возможности проверить его справедливость, т. е. не указано, где, когда и кем дитя крещено. В подобных сомнительных случаях церковные правила предписывают совершать крещение в условной форме, с добавлением к произносимым при нем словам такой оговорки: "аще не крещен есть, крещается" и пр. (Моск. Соб. 1666-1667 г.г.). Силы таинства крещения не может заменить собой никакое другое таинство, напр., миропомазание или причащение. Поэтому, если кто-то из верующих (или младенцев) принимает, по недоразумению, св. Причащение еще до крещения, то крещение для него не только не может быть отменено, но подобный случай должен быть признан особым указанием Божьим к немедленному крещению (Тим. Ал. прр. 1). Должно ли быть признано крещение, совершенное не православными, и следует ли вновь крестить принявших крещение в неправославной Церкви, когда они присоединяются к православию? Этот вопрос был предметом продолжительных рассуждений и оживленных споров еще в первые века христианства (в III в.): одни совсем отвергали всякое значение крещения, совершенного вне православной Церкви (малоазийские и африканские Церкви); другие же (римская Церковь) считали крещенных еретиками, не повторяя над ними крещения. Тот и другой взгляд закреплялся определениями поместных Соборов. Наконец, законодательство вселенской Церкви, при разрешении этой проблемы, установило различие между отделившимися от нее христианами. Тех неправославных, крещение которых совершалось правильно, согласно правилам православной Церкви, и которые не отвергали троичность Лиц Божества (даже если они заблуждаются относительно учения о каком-либо из Лиц Пресв. Троицы), Церковь постановила принимать в нее без повторного крещения; всех прочих - с крещением (II всел. 7; Трул. 95). Примечание. В русской Церкви однажды вышло постановление перекрещивать латинян и протестантов, как исказивших учение о Св. Троице (относительно исхождения Св. Духа) и православную форму крещения, совершаемого у них через обливание. Такое постановление (при патр. Филарете, на Моск. Соборе 1620 г.) было обусловлено притеснениями православных латинянами в Западной России. Но оно было отменено большим Московск. Собором 1667 г. Потом запрещение перекрещивать латинян и протестантов было подтверждено грамотой патр. Иеремии (1718 г.), присланной Петру I в ответ на его вопрос об этом предмете (Собр. Зак. т. 5, № 3225).

Восприемники

В крещении как младенцев, так и взрослых, должны принимать участие восприемники. Они ручаются в том, что крещаемый (если он взрослый) принимает христианскую веру и приступает к св. крещению искренно и свободно, или (если он младенец) что он будет воспитан в православной вере. Поэтому, при крещении младенцев, а также тех, кто по болезни не может сам произнести исповедание христианской веры и христианские обеты, эту обязанность исполняют за крещаемого восприемники (Карф. 54); они же должны быть руководителями крещенных в христианской жизни. Церковная история свидетельствует, что обычай назначать восприемников восходит к первым временам христианства. Книга Апостольских Постановлений назначает в качестве восприемников: мужчинам - диаконов, а женщинам - диаконесс. По церковному уставу (см. чин крещения) и обычаю древней Церкви, достаточным считался один восприемник или одна восприемница (в зависимости от пола крещаемого). И в русской Церкви в прежние времена (в XIV-XVII ст.) церковная власть вменяла в обязанность, и часто подтверждала священникам, соблюдение этого правила, чтобы восприемниками одного и того же крещаемого не были сразу несколько лиц разного пола. Однако, у нас утвердился обычай назначать при крещении двух восприемников - мужчину и женщину, как бы соответствующих плотским родителям. Более этого количества восприемников, действующие постановления не допускают. Если же, иногда, к принятию крещаемого от купели приглашаются не двое, а большее число лиц, то обрядовые действия при крещении должна исполнять только одна пара, назначенная родителями или родственниками крещаемого; только она одна признается в качестве восприемников и вписывается в церковные документы (Указ Св. Синода 18 Июня 1834 г.), а прочие лица считаются не более, как свидетелями крещения, присутствующими при нем ради большей торжественности. В случае крайней нужды, крещение даже младенца может быть совершено и без восприемников, когда есть какое-либо ручательство в том, что крещаемый будет воспитан в христианстве; тем более это возможно при крещении взрослых, как это было, несомненно, при начале христианства. Но ни в коем случае родители не могут быть, ни оба вместе, ни каждый в отдельности, восприемниками собственных детей; иначе между родителями образовалась бы такая близкая степень родства, которая делала бы непозволительным продолжение их брачного сожительства. Сообразно со своим назначением быть поручителями за веру крещаемого и содействовать его утверждению в ней, восприемники должны быть: а) православные; но при двух лицах, приглашенных к принятию от купели, одно из них может быть и иноверного христианского вероисповедания, если другое принадлежит к православному, так как, по вышеупомянутому правилу, необходимым признается только один восприемник; б) лица взрослые, понимающие главные истины православной веры, сознающие важное значение восприемников и их обязанности, способные носить высокое звание крестных отца и матери; требуется, по крайней мере, так называемое, церковное совершеннолетие, - от восприемника не менее 15 лет, от восприемницы не менее 13 лет (Номок. пр. Б. треб. 84, П. С. З. №№ 9209 и 10520; Указ Св. Синода 27 Авг. 1837 г. в.). Быть восприемником детей церковные правила считают также неприличным для монаха. Брать восприемниками неизвестных, или малоизвестных родителям лиц, а, тем более, неблагонадежных в религиозно-нравственном отношении, значило бы относиться с пренебрежением к значению восприемников и не радеть о духовном благе крещаемого. По понятию православной Церкви, принятие св. крещения, - это второе рождение в новую духовную жизнь, - вступление в духовное родство с воспринимающим крещаемого лицом, которое становится его крестным отцом или крестной матерью, как лицо посредничающее при этом духовном рождении и вступлении крещаемого в христианское духовное общество. Это родство (считающееся 1-й степени) признается канонами более важным, чем плотское (Трул. 53), так как духовное родство почитается выше плотского. Притом, родственным духовным союзом с крестным отцом или крестной матерью соединяются и плотские родители крещенного (это - вторая степень). Но так как для принятия от купели необходимым признается только одно лицо, которое и считается действительным восприемником, именно мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина - для женского пола, то, принимая во внимание это, и в согласии с точным смыслом древних канонических постановлений, русская Церковь не признает, при существовании двух восприемников, духовного родства как между ними обоими, так и между каждым из плотских родителей крещенного и вторым его восприемником противоположного с ним пола (Ук. Св. Синода 31 Января 1838 г.).

Миропомазание и присоединение иноверных

Православная Церковь повелевает запечатлевать помазанием св. мира всякого христианина, по принятии им крещения, дабы через это помазание он получил дары Св. Духа, укрепляющие его в духовной жизни и содействующие его преуспеянию в ней (Лаод. 48). Также как и крещение, оно должно совершаться не только над взрослыми, но и над младенцами и притом, сразу после крещения; поэтому церковный устав соединяет оба эти таинства в одном чинопоследовании (В римско-католической Церкви миропомазание (конфирмация) совершается над крещенными не ранее, как по достижении ими отроческого возраста, между 7-ю и 12-ю годами их жизни, чтобы они могли приступить к этому таинству сознательно и с достаточной осведомленностью об основных истинах веры). Миропомазание должно быть совершаемо отдельно от крещения или над некоторыми из присоединяющихся к православной Церкви от иноверных христианских общин (II всел. 7), или же в тех исключительных случаях, когда оно почему-либо не могло быть совершено вместе с крещением (напр., при крещении кого-нибудь мирянином). Власть совершать таинство миропомазания принадлежит как епископам, так и пресвитерам (В римско-католической Церкви право не только освящать миро, но и помазывать им (конфирмование) принадлежит одним епископам, которые обязаны для этого чаще посещать свои епархии. Только в исключительных случаях некоторым пресвитерам дается разрешение на совершение конфирмации); освящать же миро имеют право только архиереи (Карф. 6), как ближайшие преемники Апостолов, которые всегда сами совершали это таинство (через возложение рук, а иногда - через помазание). Таким образом, в совершении этого таинства пресвитером принимает участие и епископ, освящавший миро. Но у нас в России (как было сказано прежде) освящение мира предоставлено только Московской и Киевской Митрополиям. Начальство каждой епархии обязано распорядиться о своевременном получении св. мира откуда следует, и о раздаче его по церквам, в которых оно должно храниться не иссякая, в подобающей святыне чести (Уст. Конс. 40). Как и св. крещение, таинство миропомазания не может быть повторено даже и тогда, когда кто-нибудь, отвергший имя Христа, раскаялся и снова обратился к православной Церкви. На основании этого правила, без миропомазания присоединяются к православной церкви лица, крещенные и миропомазанные в тех иноверных христианских общинах, в которых существует миропомазание, как таинство, и православная Церковь признает его действительным и благодатным, как совершаемое законной иерархической властью (т. е. имеющей в себе преемственность апостольского рукоположения). Так, напр., присоединяются римские католики, если только будет достоверно известно, что они приняли это таинство в своей Церкви. Что же касается переходящих в православную Церковь из числа крещенных в таких иноверных общинах, в которых таинства миропомазания не существует или оно совершается лицами, не имеющими (по разумению православной Церкви) апостольской преемственности, то такие лица присоединяются с совершением миропомазания (напр., крещенные в какой-либо протестантской общине, или в русском расколе). У нас предоставлено совершать присоединение иноверцев и русских раскольников священникам, без предварительного особого разрешения епархиальных архиереев, если только у священника не возникнут какие-либо сомнения (напр., в искренности обращающегося); в противном случае, он обязан, не приступая к присоединению, представить дело на рассмотрение своему архиерею, с изложением причин своих сомнений (Уст. Конс. 25). Но дела о присоединении духовных лиц римско-католического вероисповедания представляются на рассмотрение епархиального архиерея всегда, так как в этих случаях дело касается не только принятия их в православную Церковь, но и прежнего их сана или церковной степени. Православная Церковь признает в римско-католической иерархии непрерывность и преемственность апостольского рукоположения, следовательно - ее законность; поэтому рукоположенные в ней лица могут, если пожелают, и после перехода в православие сохранять свою церковную степень без повторного рукоположения. В подобном случае епархиальный архиерей делает представление Св. Синоду о признании этого духовного лица в его звании, и о назначении ему места служения и должности, вместе со своим мнением и с документами о церковной степени присоединяемого. Если же присоединяемый желает сложить с себя свою прежнюю степень, то он дает подписку в том, что не будет пользоваться правами или совершать действия своего прежнего звания и не станет впредь просить о возвращении ему его церковной степени. Кроме того, о римско-католическом духовном лице, ищущем присоединения, сообщается местному гражданскому начальству, которое принимает его под свое наблюдение и защиту (Уст. Конс. 30). Всякий, желающий присоединиться к православной Церкви из иноверцев или раскола, должен сперва получить наставление священника и утвердиться в учении православной веры, и затем письменно засвидетельствовать это свое желание и обещание пребывать в послушании православной Церкви всегда и неизменно. Сам чин присоединения состоит в торжественном отречении присоединяемого перед Церковью от его прежних заблуждений и прегрешений, в исповедании догматов православной Церкви и клятвенном обещании всегда сохранять единение с нею и послушание ей; наконец - в разрешительной молитве священника, в совершении таинства миропомазания (если присоединяемый не получил его прежде в своей Церкви), и в приобщении св. Тайн. При этом чине у присоединяемого бывают и восприемники. Примечание 1. Священное миропомазание, совершаемое над православными Государями при их короновании, не есть особое таинство или повторение таинства миропомазания. Это есть особый вид или особая степень того же таинства, совершаемая для ниспослания на Государя особых высших даров Св. Духа, подобно тому, как посвящение при возведении с низшей степени священства на высшую (напр., из пресвитера в епископа) не есть повторение таинства священства, а только передача посвященному высшей благодати. Примечание 2. У лютеран таинства миропомазания не существует. Римско-католическое название этого таинства - конфирмация подразумевает у них особое действие, через которое христианин торжественно вводится в состав церковного общества, становится полноправным его членом (приобретает ststum ecclesiasticum). Оно состоит в исповедании христианином веры и возложении на него пастором рук с молитвою, за чем непосредственно следует причащение конфирмуемого. Обряд конфирмации должен совершаться над лицами обоего пола не ранее 15-ти и не позже 18-ти летнего возраста; исключение из этого правила допускается лишь по особым причинам, с разрешения Консистории. Конфирмуемые предварительно получают наставление в законе Божьем (на основе малого Лютерова катехизиса) и обязаны, по крайней мере, уметь читать и твердо знать главные догматы и постановления своей Церкви.

Исповедь и причащение

Покаяние. Каждый член Церкви обязан в таинстве Покаяния (исповеди) очищать свою душу от грехов и примириться с Церковью, святость которой он оскорбляет. Никто из желающих принести раскаяние в них не может быть отстранен от этого таинства (Ап. 52). Для малолетних оно становится обязательным с того времени, когда у них созреет достаточное понимание и осознание греха. Наши законы требуют, чтобы дети приводились к исповеди с 7-летнего возраста (Улож. о наказ. 209). Существенными действиями в таинстве Покаяния являются следующие: исповедание кающимся его грехов перед духовником с обещанием исправления; объявление кающемуся освобождения от грехов. Исповедание грехов должно быть принято, если даже оно выражено не только в словесной форме, но и каким бы то ни было знаком или жестом, свидетельствующим о раскаянии и желании очиститься от грехов; однако, лицу, находящемуся в бессознательном состоянии, не может быть дано освобождение от грехов в Таинстве. Духовник, по своему разумению о состоянии исповедующегося, имеет власть а) наложить запрещение, т. е. оставить на время его грехи неотпущенными, и б) наложить на него тайную епитимью, сообразную с церковными правилами (явные епитимьи накладываются только по церковно-общественному суду). По смыслу канонических правил (Ап. 32; I, 5 и др). отменить или заменить епитимью, наложенную одним духовником, а также отменить его запрещение, принадлежит епископской власти; другой же духовник может сделать это своей властью разве только при особенно уважительных причинах (напр., при совершенной невозможности для кающегося обратиться к своему первому духовнику, или в случае смертельной опасности для кающегося, и т. п.). Все, что открыто духовнику при исповеди, он обязан сохранять в строгой тайне. Если духовник, в случае открытия ему особенно тяжкого греха, должен будет (по церк. правилу) обратиться за наставлением к своему архиерею, то, доложив о сообщенном грехе, он не может называть архиерею согрешившее лицо (Дух. Р. приб. 13). Церковные правила повелевают запрещать священнодействовать тому духовнику, который нарушит тайну исповеди (Номок. пр. Б. треб. 128); а Дух. Регламент (приб.§ 9) грозит ему лишением священства и светским наказанием по приговору суда. В силу такого ограничения, священники не могут свидетельствовать в суде о признаниях, сделанных им на исповеди (Уст. уг. Суд. 704). Церковный порядок требует, чтобы мирские члены Церкви исповедовались у своих приходских священников, которые обязаны вести записи о всех своих прихожанах, приходивших и не приходивших на исповедь (Уст. К. ст. 16). Впрочем, священникам не возбраняется принимать на исповедь лиц, приходящих, по каким-либо особым причинам, и из чужих приходов; причем, таким лицам должны выдаваться свидетельства об этом для предъявления приходскому священнику. Примечание. Для церковных причетов в каждом благочинническом округе избираются общие Духовники (Уст. К. 66-69), которые и утверждаются архиереем в своей должности. Также, в каждом мужском монастыре для всей монастырской братии избирается и утверждается архиереем особый духовник из иеромонахов. Он должен сообщать настоятелю монастыря о возникших в монастыре пороках, не называя виновных (Дух. Р. приб. §57). Причащение. В таинстве Причащения христианин, соединяясь теснейшим образом с Иисусом Христом, свидетельствует также о своем единении с Церковью и укрепляет свой союз с ней (1 Крф. 10:17). Недопущение Члена Церкви к этому таинству есть одно из суровых церковных наказаний (епитимья), налагаемых за тяжкие грехи. Примечание. Налагать такое наказание без архиерейского решения Дух. Регламент священникам запрещает (приб. § 14). Православная Церковь требует, чтобы Св. Причащение давалось и младенцам, получившим крещение и миропомазание. Примечание. В римско-католической Церкви причащение младенцев не допускается, потому что миропомазание (конфирмация) совершается только над взрослыми. К причащению могут допускаться и повредившиеся в уме, если только они не богохульствуют и не находятся в беспамятстве. К принятию таинства Причащения взрослые члены Церкви должны подготовляться исповедью перед духовником и исполнением других предписанных Церковью правил (воздержанием, молитвой и пр.). Оно дается в церкви после литургии. Но больные могут быть причащаемы и в домах, в любое время, даже без соблюдения установленных приготовлений, но только после исповеди (Б. требн. Номок. пр. 166). Относительно православных христиан, находящихся в смертельной опасности, Церковь вообще требует, чтобы они не были оставлены без напутствия св. Причащением, даже те из них, которые подверглись запрещению, т. е. временному отлучению от Причащения (I Всел. Соб. 13; Григ. Нисс. 2, 5.). Примечание. Священник, допустивший по халатности смерть больного без напутствия его таинствами, подвергается тяжкому наказанию (Уст. К., 183). Древние христиане причащались каждый воскресный день. Ныне Церковь заповедует, чтобы всякий ее член приступал к св. Причащению, также как и к неотъемлемому от него исповеданию грехов, по крайней мере один раз в год. Епарх. начальству вменяется в обязанность проявлять особую заботу о том, чтобы миряне исполняли этот христианский долг (Уст. К. 15). Наши светские законы требуют также и от светского начальства, военного и гражданского, наблюдения за исполнением этого христианского долга их подчиненными (св. Зак., XIV, о пресеч. прест.). О тех, кто, по нерадивости, не был на исповеди и у св. Причастия два или три года доносится епарх. архиерею, который должен или сам, или через доверенных духовных лиц, вразумлять нерадивого и мерами убеждения стараться возвратить его к христианскому долгу, с наложением епитимьи (тайной), по своему усмотрению. На того, чья нерадивость к исполнению указанного долга проявляется в присутственных местах, должна быть возложена публичная епитимья. О тех, кого не удается вразумить увещеваниями исполнить христианский долг, сообщается гражданскому начальству, на его усмотрение (Уст. К. 17. Улож. о наказ. 208-209). Примечание. В XVIII в. у нас в России, с лиц, уклонявшихся от исповеди и причащения, взимался денежный штраф, от 5 до 15 руб. (П. С. З. V. № 3763). В 1801 г. это постановление было отменено (П. С. З. XXVI, № 19, 743).

Посвящение в церковные степени

Покаяние. Каждый член Церкви обязан в таинстве Покаяния (исповеди) очищать свою душу от грехов и примириться с Церковью, святость которой он оскорбляет. Никто из желающих принести раскаяние в них не может быть отстранен от этого таинства (Ап. 52). Для малолетних оно становится обязательным с того времени, когда у них созреет достаточное понимание и осознание греха. Наши законы требуют, чтобы дети приводились к исповеди с 7-летнего возраста (Улож. о наказ. 209). Существенными действиями в таинстве Покаяния являются следующие: исповедание кающимся его грехов перед духовником с обещанием исправления; объявление кающемуся освобождения от грехов. Исповедание грехов должно быть принято, если даже оно выражено не только в словесной форме, но и каким бы то ни было знаком или жестом, свидетельствующим о раскаянии и желании очиститься от грехов; однако, лицу, находящемуся в бессознательном состоянии, не может быть дано освобождение от грехов в Таинстве. Духовник, по своему разумению о состоянии исповедующегося, имеет власть а) наложить запрещение, т. е. оставить на время его грехи неотпущенными, и б) наложить на него тайную епитимью, сообразную с церковными правилами (явные епитимьи накладываются только по церковно-общественному суду). По смыслу канонических правил (Ап. 32; I, 5 и др). отменить или заменить епитимью, наложенную одним духовником, а также отменить его запрещение, принадлежит епископской власти; другой же духовник может сделать это своей властью разве только при особенно уважительных причинах (напр., при совершенной невозможности для кающегося обратиться к своему первому духовнику, или в случае смертельной опасности для кающегося, и т. п.). Все, что открыто духовнику при исповеди, он обязан сохранять в строгой тайне. Если духовник, в случае открытия ему особенно тяжкого греха, должен будет (по церк. правилу) обратиться за наставлением к своему архиерею, то, доложив о сообщенном грехе, он не может называть архиерею согрешившее лицо (Дух. Р. приб. 13). Церковные правила повелевают запрещать священнодействовать тому духовнику, который нарушит тайну исповеди (Номок. пр. Б. треб. 128); а Дух. Регламент (приб.§ 9) грозит ему лишением священства и светским наказанием по приговору суда. В силу такого ограничения, священники не могут свидетельствовать в суде о признаниях, сделанных им на исповеди (Уст. уг. Суд. 704). Церковный порядок требует, чтобы мирские члены Церкви исповедовались у своих приходских священников, которые обязаны вести записи о всех своих прихожанах, приходивших и не приходивших на исповедь (Уст. К. ст. 16). Впрочем, священникам не возбраняется принимать на исповедь лиц, приходящих, по каким-либо особым причинам, и из чужих приходов; причем, таким лицам должны выдаваться свидетельства об этом для предъявления приходскому священнику. Примечание. Для церковных причетов в каждом благочинническом округе избираются общие Духовники (Уст. К. 66-69), которые и утверждаются архиереем в своей должности. Также, в каждом мужском монастыре для всей монастырской братии избирается и утверждается архиереем особый духовник из иеромонахов. Он должен сообщать настоятелю монастыря о возникших в монастыре пороках, не называя виновных (Дух. Р. приб. §57). Причащение. В таинстве Причащения христианин, соединяясь теснейшим образом с Иисусом Христом, свидетельствует также о своем единении с Церковью и укрепляет свой союз с ней (1 Крф. 10:17). Недопущение Члена Церкви к этому таинству есть одно из суровых церковных наказаний (епитимья), налагаемых за тяжкие грехи. Примечание. Налагать такое наказание без архиерейского решения Дух. Регламент священникам запрещает (приб. § 14). Православная Церковь требует, чтобы Св. Причащение давалось и младенцам, получившим крещение и миропомазание. Примечание. В римско-католической Церкви причащение младенцев не допускается, потому что миропомазание (конфирмация) совершается только над взрослыми. К причащению могут допускаться и повредившиеся в уме, если только они не богохульствуют и не находятся в беспамятстве. К принятию таинства Причащения взрослые члены Церкви должны подготовляться исповедью перед духовником и исполнением других предписанных Церковью правил (воздержанием, молитвой и пр.). Оно дается в церкви после литургии. Но больные могут быть причащаемы и в домах, в любое время, даже без соблюдения установленных приготовлений, но только после исповеди (Б. требн. Номок. пр. 166). Относительно православных христиан, находящихся в смертельной опасности, Церковь вообще требует, чтобы они не были оставлены без напутствия св. Причащением, даже те из них, которые подверглись запрещению, т. е. временному отлучению от Причащения (I Всел. Соб. 13; Григ. Нисс. 2, 5.). Примечание. Священник, допустивший по халатности смерть больного без напутствия его таинствами, подвергается тяжкому наказанию (Уст. К., 183). Древние христиане причащались каждый воскресный день. Ныне Церковь заповедует, чтобы всякий ее член приступал к св. Причащению, также как и к неотъемлемому от него исповеданию грехов, по крайней мере один раз в год. Епарх. начальству вменяется в обязанность проявлять особую заботу о том, чтобы миряне исполняли этот христианский долг (Уст. К. 15). Наши светские законы требуют также и от светского начальства, военного и гражданского, наблюдения за исполнением этого христианского долга их подчиненными (св. Зак., XIV, о пресеч. прест.). О тех, кто, по нерадивости, не был на исповеди и у св. Причастия два или три года доносится епарх. архиерею, который должен или сам, или через доверенных духовных лиц, вразумлять нерадивого и мерами убеждения стараться возвратить его к христианскому долгу, с наложением епитимьи (тайной), по своему усмотрению. На того, чья нерадивость к исполнению указанного долга проявляется в присутственных местах, должна быть возложена публичная епитимья. О тех, кого не удается вразумить увещеваниями исполнить христианский долг, сообщается гражданскому начальству, на его усмотрение (Уст. К. 17. Улож. о наказ. 208-209). Примечание. В XVIII в. у нас в России, с лиц, уклонявшихся от исповеди и причащения, взимался денежный штраф, от 5 до 15 руб. (П. С. З. V. № 3763). В 1801 г. это постановление было отменено (П. С. З. XXVI, № 19, 743).

Церковные степени и виды посвящения

Принятие лиц в клир и назначение их на церковно-общественное служение совершается через установленное в Церкви посвящение. Оно наделяет избранного не только известными полномочиями на исполнение поручаемой ему должности, но и особой благодатной помощью для ее отправления. Церковные степени подразделяются на два разряда - высший и низший. Со степенями первого разряда связано право совершать таинства и пасти Церковь Христову; это - иерархические степени; посвящение в них есть таинство священства, иначе называемое рукоположением или хиротонией; возведенные в них называются священнослужителями. Низший разряд включает в себя различные служебные должности, которые не дают духовной власти в Церкви и которые, по постановлениям древней Церкви, являются подготовительными к иерархическим степеням (начаток священства). Посвящение в них не принадлежит к числу таинств и состоит только в благословении архиерея, с возложением его рук на посвящаемого и молитвой (хиротесия). Назначенные на эти должности называются церковнослужителями, причетниками (т.е. причтенными к духовенству). Главных и необходимых в церкви священнослужительских степеней три: епископская (архиерейская), пресвитерская (иерейская) и диаконская. Получившие преимущество первенства среди пресвитеров называются протоиереями и протопресвитерами, а среди диаконов - протодиаконами и архидиаконами. Хотя каждый, рукополагаемый во 2-ю степень священства, провозглашается, при совершении посвящения, именем пресвитера (а не священника или иерея), равно как и производимый в протоиереи именуется при посвящении протопресвитером, тем не менее у нас пресвитерами имеют право называться только священники соборов: придворного, московского Благовещенского (также придворного) и Большого Успенского в Москве; звание же протопресвитера получило высшее значение, более почетное, чем протоиерейское. Возведение в эти звания также сопровождается особым чином посвящения, которое, впрочем, не есть таинство священства, также как и сами эти звания не являются особыми степенями священства. К церковнослужителям в древней Церкви принадлежали свещеносцы, парамонарии (пономари), чтецы, певцы, заклинатели и др. В настоящее время причетники называются у нас псаломщиками. Существует еще степень иподиакона (у нас - только при архиерейских кафедрах); хотя она принадлежит к церковно-служительским по посвящению, но наши законы приравнивают иподиаконов, в части их личных гражданских прав, к священнослужителям. Сами же церковные каноны требуют от иподиаконов таких же условий посвящения и образа жизни, как и от диаконов.

Правила возведения на церковные степени

Церковное законодательство имело в виду сосредоточить в служителях Церкви лучшие силы, которые необходимы для успешного выполнения важных целей церковно-общественного служения. Поэтому оно с самого начала установило строгие требования к возводимым на священнослужительские степени. Важность священнослужения, а также соблюдение строгого порядка в церковном управлении, побуждали Церковь к точному определению и тех условий, при которых избранным на духовные должности должно даваться само посвящение.