Луч умного солнца. Беседы о молитве

Помимо этой естественной потребности человека благодарить своего Благодетеля, Творца и Промыслителя, мы, христиане, имеем и апостольскую заповедь относительно благодарственной молитвы. Апостол Павел ясно сказал: За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5, 18). Вспомним также случай с десятью прокаженными, просившими у Господа исцеления. По промыслу Божию они очистились постепенно, пока шли показаться священникам. Когда же один из них, видя, что исцелен, вернулся к Иисусу, пал к ногам Его и благодарил, прославляя Бога, тогда Господь наш Иисус Христос сказал: Не десять ли очистились? Где же прочие девять? Как они не возвратились и не пришли воздать славу Богу? (Лк. 17, 12 - 18). Так, Сам Спаситель, обличая девять неблагодарных прокаженных, ясно указывает на необходимость благодарения Бога.

К сожалению, многие забывают поблагодарить Бога за Его щедрую милость или за какое-либо конкретное благодеяние. А ведь надо благодарить Бога не только за приятное, но и за все скорбное, что бывает с нами, ибо все посылает нам Бог для нашей пользы и вразумления, для нашего блага и вечного спасения. Тот же, кто не только не благодарит, но еще и ропщет, сильно погрешает.

Где же найти руководство для того, чтобы научиться быть благодарным и возносить к Богу благодарственные молитвы?

В богослужениях нашей Православной Церкви нередко молитвы благодарственные бывают одновременно и хвалебными. И наоборот, созерцая величие Божие, мы припоминаем и получаемые от Него благодеяния, поэтому в одно и то же время и славословим, и благодарим Господа. На Божественной Литургии священник возглашает от лица всех верующих: "Благодарим Господа", - и далее возносятся славословия Пресвятой Троице. С особым благоговением и трепетом во время Евхаристического канона хор поет: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш".

Итак, кто хочет благодарить Господа - пусть идет в св. церковь, молится и благодарит с нею. Тем более что в храме иногда совершается и особенное благодарственное моление, или благодарственный молебен. Иди, объяви служителям Церкви радость твоего сердца и необходимость излияния благодарной души твоей пред Господом твоим. Тебе будет сладко и утешительно, когда священники и другие верующие вознесут благодарное моление Господу Богу вместе с тобой, и молитва твоя окрылится!

Образец превосходной молитвы благодарственной - молитвы по причащении. А если угодно тебе и в доме своем поблагодарить Господа молитвою сердца, советуем читать псалмы царя Давида, который в жизни много претерпел, много свершилось над ним чудных благодеяний от Вышнего. Пророк Божий Давид всем сердцем своим любил Господа, и поэтому от всей души благодарил и славил Его, и своей рукой написал многие благодарственные песни (псалмы: 17, 123, 128, 115, 117). Аминь.

БЕСЕДА 8. О молитве просительной

Как уже говорилось выше, просительная молитва более других видов молитвы понятна и близка новоначальным. Ведь и само слово "молитва" означает усиленную просьбу, прошение. Мы обращаемся с мольбою к Милосердному Господу, когда чувствуем нужду в Его помощи или просим Его о чем-то необходимом или даже об особом даре, также, глубоко сознавая свое недостоинство, когда испрашиваем у Него прощения в содеянных нами прегрешениях. Этот вид молитвы весьма близок человеку и необходим на каждом шагу его жизни.

Сами по себе мы слабы, бедны; без помощи Божией ничего не можем ни сделать, ни помыслить доброго, ни отвратить от себя опасности, ни защитить себя от зла; без благ и даров Божиих вообще не можем ни жить, ни даже существовать. А сколько падений и грехов совершаем мы буквально каждую минуту нашей жизни? Жить же под страхом суда Божия весьма тягостно, - особенно когда совесть наша пробудится и представит карающую руку Праведного Бога. Поэтому каждый день, каждый час, каждую минуту человеку должно помнить свою немощь и просить Господа о помощи и заступлении, или о подаянии ему насущных даров или о прощении его согрешений и помиловании.

Где найти образцы просительной молитвы? Тоже в богослужениях нашей Православной Церкви, которая каждое служение свое начинает прошениями (ектениями) о всех нужных дарах благости Божией. А самая высокая и образцовая просительная молитва - это молитва Господня "Отче наш", исшедшая из сладчайших уст Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ней содержатся все роды прошений и все виды нужд человеческих: в ней просим и о хлебе насущном, нужном для тела и души, просим и о царствии небесном, просим об оставлении нам прегрешений, и об избавлении нас от опасности потерять веру или впасть в тяжкий грех, и, наконец, об удалении от нас всякого зла и самого духа злобы, врага нашего спасения. Эту молитву всякому христианину должно читать беспрестанно, и мало того, надо учиться, понимая глубокое значение каждого слова, погружаться всею мыслию и душою в сокровенную силу и сладость ее.

Если молишься с чувством и сердечным умилением, то этого достаточно для начала, но, как говорил св. апостол Павел, нужно стремиться и к большим дарованиям (1 Кор. 12, 31).

И таким образом молитва Господня станет вашим учителем, поможет вам сделать свою жизнь истинно христианской и научит, как правильно молиться. Молитесь, христиане, так, как научил нас молиться Сам Господь наш Иисус Христос. Молитвою Господнею можно все испросить у Бога; лишь помните о том, что молиться надо не только устами, но и всем умом, то есть не отвлекаясь, и всем сердцем, то есть искренне желая того, о чем говорится в молитве.

У пророка Давида много просительных псалмов, где со всею силою изображены чувства сознательной души, возносящейся горе - к Богу. Много псалмов, в которых молящийся пророк, будучи проникнут глубоким чувством своих немощей, пламенно просит Господа - Отца Светов - просветить очи его, утвердить стопы, даровать силы и утешить его на пути к Божественному свету. Есть много псалмов, где живо излились неизглаголанные воздыхания Духа, ходатайствующего о спасении. Читайте псалмы: 118, 16, 85, 89, 101, 141 и подобные, и назидайте себя во спасение.

При чтении же псалмов не смущайтесь тем, что вы не сразу будете понимать весь смысл какого-либо псалма; здесь не требуется полное понимание, как в других молитвах, в виду особого значения Богодухновенной Псалтыри. Псалмы научают читающего их самому духу молитвы, низводя благодать Святаго Духа в ум и сердце, при этом таинственно Дух Святой Сам молится за нас, если мы с должным усердием и благоговением читаем псалмы, даже и не совсем их понимая.