Луч умного солнца. Беседы о молитве

Конечно, нам, новоначальным, еще не умеющим вообще молиться, нельзя сразу осваивать изящнейшее и всесовершеннейшее творение умной молитвы. Это и понятно: тот, кто не умеет ходить, не будет пытаться влезть на высокую вершину. Но и мы можем непрестанно помышлять о Боге, о вечности, о смертном часе, о жизни будущего века, о евангельских событиях, заповедях, о Промысле Божием, о житии святых и их назиданиях, словом, в законе Господнем поучаться день и ночь (Пс. 1, 2), внимательно следить за своими мыслями и чувствами, уклоняться от всякого зла и всякого греха и понуждать себя со страхом Божиим исполнять все наши обязанности. И это усиленное внимание к себе, непрестанное памятование о Боге, о том, что мы ходим пред Ним и Он все видит и слышит, также является непрестанной молитвой.

Вот что сказал об этом свт. Василий Великий: "Надо не столько в словах заключать молитву, сколько видеть силу ее в душевном произволении и в добродетельных действиях, с молитвою совершаемых всегда, в течение целой жизни, ибо сказано: Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Сидишь за столом, - продолжает вселенский учитель, - твори молитву. Вкушаешь хлеб - воздавай благодарение Подателю. Подкрепляешь вином немощь тела - помни Ниспославшего тебе дар сей на веселье сердцу и в облегчение недугов. Питаешь ли себя пищей - и тогда не прекращай памятования о Благодетеле. Надеваешь рубашку - обратись с благодарением к Давшему. Облекаешься в верхнюю одежду - и тогда вознеси ум твой к Богу, Даровавшему нам прикрытие удобное и для зимнего и для летнего времени, способное и сохранять здоровье наше, и прикрывать наготу. Прошел день - благодари Создавшего солнце, при свете которого мы совершаем дневные дела свои, и Давшего огонь, чтобы светил нам во время мрака и служил для многих других житейских нужд. А когда наступит ночь, тогда откроются для тебя еще и другие побуждения к молитве. Взираешь на небо, пленяешься красотою звезд - вознеси моление Творцу, соверши славословие Верховному Художнику мира, Который все премудростью сотворил. Когда же будет время сна, повергнись пред Тем, Кто посредством сна невольно иногда успокаивает нас от непрерывных трудов и тем восстанавливает крепость сил наших. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою"19.

Святитель Григорий Богослов так говорил о непрестанной молитве: "Памятование о Боге необходимее, чем дыхание, и без сего памятования не должно ничего делать. И я из числа одобряющих слово, которое повелевает поучаться день и ночь, взывать к Богу вечером, и утром, и в полдень, познавать и благословлять Господа во всякое время (псалмы 1, 54, 33). А вслед за Моисеем добавлю, что должно памятовать о Боге и ложась, и вставая, и идя дорогой (Втор. 6, 7), и исполняя дела свои, и этим памятованием непрестанно возводить себя к чистоте"20.

Итак, умоляем вас: не отлучайте сердец ваших от Бога, но прилежно храните их от всякого злого помышления или чувства непрестанною памятью о Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

19. Беседа пятая, на память мученицы Улитты.

20. Слово 27. Против евномиан.

БЕСЕДА 11. О соединении молитвы внутренней с внешней

Молитва есть сердечное собеседование человека с Богом. Может ли быть такое собеседование без внутреннего мира? Нет. Может ли быть мир внутренний без согласия души с телом? Нет. Может ли быть стройное согласие там, где душа хотела бы возноситься, желала бы чувствовать и благоговеть, а тело, склонившись вниз, находилось бы в сонном, полумертвом состоянии? Очевидно, нет! Следовательно, истинная, сердечная молитва - молитва живая, бодрственная, возвышающая до небес душу и делающая легким, как бы неземным и неплотяным тело человеческое - должна быть такой, которая обнимала бы всего человека, и внутреннего, и внешнего.

Мы относимся к миру внешнему, который влияет на наш мир внутренний, поэтому необходимо соединять молитву внутреннюю с внешней.

Живя большей частью во внешнем мире и занимаясь предметами земной жизни, мы имеем нужду не в одном внутреннем молении, но и во внешних проявлениях молитвословий. Таким образом, внутренние молитвенные чувствования побуждают нас и ко внешним их выражениям. И наоборот, внешние сильные выражения - коленопреклонение, поклоны и прочее - сообщают внутренним молитвенным чувствованиям большую силу и жизнь.

Поскольку человек состоит из души и тела, он не может обойтись без внешнего руководства ко внутреннему совершенству. Это ясно доказал Сам Господь Иисус Христос тем, что для сообщения даров благодати Своей установил в Церкви таинственные священнодействия, где есть сторона видимая и невидимая, внешняя и внутренняя. На основании этого наша Св. Православная Церковь, единая, верная и неизменная руководительница к совершенству и к жизни вечной, в состав своего богослужения включила внешние проявления молитвословий: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, возведение очей и воздеяние рук к небу и т. п. И чтобы во время молитвы сами глаза наши были заняты предметами духовными, и через то мы бы располагались к молитвенным чувствованиям, научает нас молиться перед святыми иконами. По причине тесной связи души с телом, чувствования молитвенные, благоговейные, сладостные и особенно восторженные не могут не выражаться внешне, как об этом уже говорилось в предыдущей беседе. За исключением весьма немногих особенных случаев, внутренняя молитва не может не проявляться в действиях внешних. У кого сердце горит пламенем молитвенным, у того все взывает, все говорит: уста движутся, руки возносятся, слезы текут, колени преклоняются, грудь содрогается! Кто духом бодрствует, у того и тело не спит.

Из сказанного нами о молитве внутренней и внешней заметьте для себя самое важное:

1) Следуйте и твердо держитесь правил и постановлений Св. Христовой Церкви. Как она учит молиться, так и молитесь. Лучше и вернее ее никто вас не научит. Читайте молитвы, ходите в Церковь, креститесь, полагайте поклоны и плачьте - кому Бог дает слезы. Все это будет способствовать внутреннему совершенству молитвы истинной. Только знайте, что одно внешнее без внутреннего оскорбляет святость Божию и будет вам не полезно. Потому, во всех внешних проявлениях молитвы непременно участвуйте сердцем. Старайтесь, чтобы внутренние чувства всегда соответствовали вашим словам и движениям, и, насколько возможно, избегайте тщеславия, чтобы люди не хвалили вас, как богомольцев. Иначе ваша молитва будет бесполезна и даже оскорбительна для Бога.

2) Если же кто не ходит в Церковь молиться Богу и вообще не молится внешней молитвой даже в уединении, то есть не читает молитв по молитвослову (если не знает их наизусть), не крестится, не полагает поклонов, не проливает слез и т. п., тот находится в обольщении, думая, что он молится духом, в глубине своего сердца. Нет, скорее здесь речь идет о лености, чем о деятельности духовной. К сожалению, есть такие люди, которые ленятся встать к утрени, не имеют расположения простоять всю Литургию, вечерню и даже прочитать молит-вы утренние и вечерние, и в извинение своего нерадения говорят, что они уже находятся выше других и потому молятся духовно. Но между тем Сам Иисус Христос, будучи духовен в высочайшей степени, духовную молитву Свою выражал и словами, и благоговейными движениями тела, например, возведением очей на небо, а иногда преклоннием колен на землю, даже когда Он молился один в Гефсиманском саду (см. Ин. 17, 1; Лк. 22, 41; Мф. 26, 39).