Луч умного солнца. Беседы о молитве

Старики, пожившие на свете много лет, много потрудившиеся, много испытавшие всего и много видевшие над собою доброго и злого, под закат жизни только и имеют отраду в молитве, чтобы Милосердный Господь сподобил их кончины христианской и доброго ответа на страшном Суде Христовом. Поскольку молитва дает нам силу и укрепляет на всех путях нашей жизни, то она необходима находящимся во всяком возрасте. Она необходима для совершеннолетних, подвизающихся и трудящихся на поприще жизни семейной и гражданской; необходима для юношей, вступающих на то же поприще или еще к нему готовящихся, чтобы Господь открыл их ум и направил сердце к исканию истины и к деланию добра. Необходима молитва для детей и младенцев, у которых самые нежные чувства и невинное сердце. К ним ближе всех Господь и их св. Ангелы-Хранители.

Благодать Христова и все доброе в сердце детском сохраняется по мере того, как дети с первых же дней приобретают благой навык молиться и укоренять в сердце своем страх Божий. Крайне нехорошо поступают те, кто не приучает детей молиться Богу с момента развития способности говорить. Что заучит дитя с первых дней, что войдет ему в голову с колыбели, то и укоренится в нем на всю жизнь. То делается легко впоследствии, к чему привыкнешь с самого начала. Очень грустно и больно видеть детей, уже знакомых с ценностями мира сего и лепечущих безжизненные слова на иностранных языках, но не знающих ни одной, даже Господней молитвы! Этот грех всей тяжестью падет на беззаботных родителей и воспитателей. Речь идет не о том, чтобы заставлять детей читать молитвы и тем вселять в них некоторое отвращение к молитве. Мы имеем в виду благоразумное приучение детей к молитве самым постепенным и легким упражнением в заучивании ими кратких молитв, например: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!", "Богородице Дево, радуйся", "Царю Небесный", "Отче наш" и т. п.

В соответствии с развитием их души и молитва их может и должна восходить на более высокие ступени, но постепенно. А с самого начала достаточно приучить дитя перекреститься и положить два или три поклона за себя, отца и мать. Главное, чтобы дети знали первый свой долг и первую, высшую потребность - молиться. Надо установить непременное правило, чтобы дитя вставало с постели и ложилось только с крестным зна-мением и краткой молитвой, чтобы привыкло не вкушать ничего, пока не совершит молитву. При этом заметьте, почтеннейшие отцы и матери, раз и навсегда: никто не заменит вас в деле обучения ваших детей молитве, ничей пример в их глазах не будет столь назидательным, как только ваш собственный. Навык постоянно молиться в положенное время постепенно сделается непременным долгом для ребенка, и он впоследствии будет скорбеть, если не исполнит его. Тогда надо постараться помочь ему в этом, и даже если возникнут какие-либо препятствия, не делать исключения из этого правила. Надо все устроить так, чтобы желание помолиться действительно было достигнуто. Счастливо дитя, которое с первых дней поймет, что без молитвы не может быть благословенного дня, никакого и ни в чем успеха. О таком ребенке смело могут радоваться и родившие и воспитывающие. Аминь.

БЕСЕДА 14. Когда должно молиться

Молитва внутренняя, то есть непрестанное памятование о Боге, как мы уже говорили, должна быть в сердце и уме всегда, должна начинаться при пробуждении и оканчиваться при засыпании (некоторые же и во сне помнят о Боге и даже подсознательно размышляют о божественных вещах). Для молитвы же внешней есть определенное время и место. В нашей Православной Церкви, еще по примеру древних, положено молиться каждому христианину утром, в полдень и вечером. Вечером, и утром, и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, - так говорил псалмопевец (Пс. 54, 18).

Утром мы молимся, чтобы первые движения ума и сердца посвятить Богу и ничего не начинать без Его помощи и благословения. Заутра предстану перед Тобой, и увидишь меня, по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, в страхе Твоем (Пс. 5, стихи 4, 8). Если же нет возможности прийти утром в храм, можно и нужно читать утренние молитвы дома по молитвослову с должным приготовлением и благоговением, о которых мы уже много говорили. Эти молитвы, прекрасные, назидательные и умилительные, написаны святыми и преподобными отцами-молитвенниками; тщательно вникните в их смысл, выучите их наизусть, читайте их постоянно и учитесь возбуждать в себе те же чувства и помышления, которые испытывали святые, - и тогда вы непременно научитесь молиться!

"В полдень, - говорит свт. Василий Великий, - признали мы необходимым молиться в подражание святым, а также для того, чтобы избавиться от сети ловцов и от слова мятежного, от нападений беса полуденного (Пс. 90, стихи 3, 6)"21.

По окончании дня должно благодарить Бога за то доброе, что мы сделали с Его помощью в этот день, а вместе с тем должно исповедовать пред Богом и свои грехи, в продолжение дня нами содеянные. Сон есть подобие смерти. Ложась в постель, мы как бы ложимся во гроб; в ночное время душе бывает как-то тяжелее, чем утром или днем, когда человек бодрствует, а если он засыпает, то становится совершенно беззащитным, во сне многим случалось и умирать. Надо в это грозное время исповедать свои грехи пред Богом. Силы наши восстанавливаются, когда сон бывает мирен и душа находится в безмятежном состоянии.

Поэтому, отходя ко сну, должно молить Бога, чтобы сон наш был мирен, легок и безмятежен. К тому же во время сна часто бывают ночные видения или сонные нечистые мечтания, так что нужно перед сном просить Бога, чтобы Он, Милосердный, избавил нас от сетей лукавого, осенил светом лица Своего, помог уснуть без мечтания, сохранил помысел невредимым, послал Ангела мирна, хранителя и наставника души и тела, избавляющего нас от всех врагов видимых и невидимых. Вечерние молитвы превосходно объясняют всю важность ночного времени и глубоко проникнуты духом молитвенного исповедания, сокрушения, умиления и слезного прошения о соблюдении нас, ко сну отходящих, от всякого сопротивного обстояния. Когда, с Божией помощью, прочитаешь их с чувством и смыслом, ощутимо засыпаешь сном сладким, тихим и встаешь с одра с легким настроением души!

Вечерним богослужением в храме оканчивается один день и начинается следующий. В этом богослужении мы то благодарим Виновника и Промыслителя нашей жизни, то изливаем чувства покаяния, то просим прощения наших прегрешений и, молясь о святом провождении ночного времени, славим тех святых, о которых напоминает нам следующий день. Применительно ко времени Св. Церковь молит Господа: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам"; и каждый вечер повторяет молитву св. Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Этой предсмертной молитвой внушается нам, чтобы мы желали кончины блаженной и, готовясь к ней, с окончанием каждого дня могли сказать то же, что христианину желательно сказать пред кончиной своей жизни: "Я отхожу с миром; вижу спасение Твое, Господи, прими дух мой!"

После дневной суеты быть в храме и слушать вечернее богослужение весьма утешительно. Время между вечерней и сном проводится с какой-то особенной легкостью и удовольствием. Спросите у тех, кто любит бывать в храме на вечерне, что их заставляет спешить в церковь Божию тогда, когда другие сидят еще за столами или уже после столов покоятся на мягких ложах. Они вам без сомнения ответят: "Побывайте сами на вечернем богослужении и помолитесь со Святой Церковью, тогда узнаете, как сладко христианину, когда он предает себя в руки Отеческого Промысла Божия и остается в мире и благой надежде". Аминь.

21. Свт. Василий Великий. Вопросы и ответы, Вопрос 37.

БЕСЕДА 15. О церковной молитве

Утреня обычно совершается в храме рано утром, перед Божественной Литургией. Это богослужение начинается шестопсалмием. Шесть избранных псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142) так трогательны, утешительны и поучительны, что в самом великом грешнике способны возбудить чувства покаяния и надежды на милосердие Божие, сильны утешить и ободрить душу, пораженную самой лютой скорбью.