Луч умного солнца. Беседы о молитве

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит об этом так: "Поминаем прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше"29.

Православная Церковь не напрасно призывает на помощь святых: тому, что Милосердный Бог молитвами и предстательством их приемлет наши молитвы и подает нам просимое, есть бесчисленные доказательства. Возьмите жития святых, и на каждой странице вы увидите благодеяния их бедному человечеству; увидите, сколько может усердная молитва праведного (Иак. 5, 16).

Мы увидим море чудес и неизобразимые благодеяния, которыми, как семенем жизненным, процветало и процветает возлюбленное наше Отечество. Мы увидим, что святыми их молитвами и предстательством жили и держались благочестивые предки наши, живем и держимся мы, многогрешные и недостойные!

Братья о Господе! Каждый из нас имеет свои особые нужды и оказывается в особых обстоятельствах, когда необходима особая помощь святых угодников Божиих. Читайте жития святых, поучайтесь их святой жизнью и чудесами и призывайте их на помощь. Они, как небожители, преисполнены любви чистой, совершенной. За одно наше сердечное воззвание, за одно молитвенное обращение они с любовью готовы поспешить на помощь к нам, бедным и немощным. Они сами жили на земле, испытали все трудности житейские и знают, какова наша земная горькая жизнь; знают, сколько у нас здесь и бед, и скорбей, и потому скоро приходят на помощь и готовы помочь нам достигнуть царствия небесного. Призывайте, братья, в молитвах святых угодников Божиих.

Милосердный Бог дарует святым Своим такую благодать и силу, что они могут всегда и везде слышать нас и во всем нам помогать. Хорошо, если кто может изливать свою душу у мощей святых. Здесь невольно рождается особенно святое, благоговейное чувство, а с ним живейшая вера и пламенное обращение к помощи святых. Кто может и в состоянии - молитесь у мощей святых угодников Божиих. Мощи святых, как спасительные источники, которые даровал нам Владыка Христос, источают многоразличные благодеяния. Мощи святых, по обитающей в них Божественной благодати, бывают равномощны душам святых, когда с верою и благоговением осязаются или почитаются30. Стоять и молиться у мощей святых значит почти то же, что и беседовать с ними лично.

Нетленные и живоносные мощи угодника Божия - это сокровище многоценное, которое вручил нам Бог чудес. Предстоя им, как самому живому угоднику Божию, мы припадаем и молимся, чтобы он принял моления наши и вознес их на жертвенник благоутробия Божия31.

В то время забывается все земное, и ты преисполняешься чем-то высшим, отходишь легким и спокойным и не хочешь расстаться с теми благодатными местами, где почивают, облагодатствованные мощи. Так радостно, благотворно и душеспасительно изливать душу и молитвы свои пред мощами святых!

Но кто лишен сей благодати, тот может молиться святым угодникам Христовым на всяком месте, верой и любовью призывая их на помощь. Они везде могут услышать нас и отовсюду, по данной им благодати, могут помогать нам. На море ли или на суше, в горах ли или в пустынях, в граде или весях - где бы мы ни были и откуда бы ни воззвали к ним о помощи, они, любвеобильные, всегда готовы даровать нам просимые блага. Очи их всегда призирают на нас, немощных, и уши их всегда отверсты к молитве нашей. Они братья наши, они друзья наши, они отцы и матери наши, они наши ходатаи и защитники.

Только надо молиться им пламенно, усердно и с обетом - в честь их сделать какое-нибудь святое и богоугодное дело. Можно, например, помочь бедному семейству, или пристроить сироту несчастную, или отказаться от какой-либо вредной страсти: пьянства, рассеянности, воровства и подобного; или стать усерднее к делу Божию: каждый воскресный и праздничный день ходить в Церковь, или во Святую Четыредесятницу прочесть Евангелие и т. п. Такими и подобными обетами наши молитвы делаются плодотворными. Только данный обет непременно должен быть исполнен: иначе мы перед лицом святых угодников Божиих окажемся лживыми, и тем прогневаем их любовь, и не удостоимся получить от них никакой помощи. Аминь.

29. Поучение тайноводственное пятое. Гл. 9.

30. Свт. Григорий Богослов. Первое обличительное слово на Иулиания.

31. См. молитву вторую преподобному отцу нашему Сергию.

БЕСЕДА 22. Что прежде всего должно просить у Бога

Мы уже упоминали о том, что некоторые молитвы не бывают услышаны в том смысле, что молящийся не получает просимого. Отчего это происходит? Оттого, что часто люди, еще не отрешившиеся от плотского мудрования, не понимая своей пользы и насущных потребностей, часто просят не то, что должно просить, или просят по прихоти, а не ради своего вечного спасения. Святой ап. Иаков учил об этом: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 3 - 4).