Луч умного солнца. Беседы о молитве

Мы состоим из души и тела, живем в мире вещественном, имеем разные необходимые потребности, связаны различными отношениями и обязанностями: семейными, гражданскими, церковными и т. п. Следовательно, кроме одного высочайшего блага на земле - царствия Божия, то есть водворения в нас правды, мира и радости духовной, мы должны заботиться о приобретении и других благ, нужных для совершенства земной нашей жизни. Сам Спаситель не запретил заботиться о благах земных. Он только сказал, что прежде всего должно искать царствия Божия, а все прочее приложится (Мф. 6, 33), - т. е. все нужное дастся нам по мере нашего приближения к Богу и Его с нами соединения.

Блага земные, относясь к душе и телу, могут быть внутренними и внешними. К благам внутренним должно отнести образование ума и усовершенствование сердца. Человек, как член Св. Церкви и определенного общества, пока живет на земле, должен проходить различные служения по отношению к Богу, ближнему и самому себе. Но никакого служения не может он пройти достойно без истинного образования ума и сердца. Ему должно знать и находить истину, знать и ценить добродетели, открывать и преследовать порок, щадить и миловать человечество. Как же все это может он делать без светлого разума и доброго сердца? Следовательно, всякому человеку нужно просить у Бога просвещения разума и усовершенствования своего сердца, как благ необходимых и спасительных.

Просвещение ума и усовершенствование сердца - такие блага, которые услаждают нередко горькую жизнь человеческую! В ком ум здравый и сердце доброе, обогащенное чувствами христианскими, тот счастливейший человек на свете! Из него выйдет мудрый и благодетельный судья, храбрый и вместе добродушный воин, самый полезный и искусный наставник, верный и послушный сын Церкви, преданный и неизменный слуга Отечеству, самый лучший семьянин и самый приятный собеседник, самый полезный друг и советник во всем. Какое прекрасное существо - человек со здравым умом и благим сердцем! Кто не пожелает быть и умным, и добрым? Но как этого достигнуть? Вся премудрость и весь разум от Бога, Источника всякой премудрости и разума, и все добрые и благие сердечные чувства от Него, Всеблагого. Следовательно, к Нему, как Верховному Подателю всех благ, как первому Источнику истины и добра, к Нему и должно обращаться с молением теплым, чтобы Он, Всемогущий, дал нам и разум здравый, и сердце доброе! У Него, Всемогущего и Всещедрого, бездна благодати и спасительных средств для немощного и слабого человека. Он и непосредственно и опосредованно действует на человека и производит в нем все по Своей воле.

Кто молится и просит Его, нередко получает такое ведение, которое, не завися от средств человеческих, просвещает его разумом и ведением высшим. Все святые, имевшие помазание от Святого Духа, причастны были такому знанию (1 Ин. 2, 27). А часто Всеблагой Бог дарует нам разные случаи к просвещению нашего ума и сердца. Иногда, например, действием Промысла открывается для нас возможность иметь руководителем известного доброго наставника, побывать в известном воспитательном заведении, прочитать несколько душеполезных наставлений, с детства полюбить чтение хороших, нравственных книг, а особенно Слова Божия и т. п. Все такие и подобные случаи непременно происходят по действию Промысла Божия, по мере нашего обращения к Богу.

Потому-то в Православной Христианской Церкви перед началом учения юношей положено молебное пение Господу Богу об отгнании от сердец их неразумия, о подании им премудрости от Престола Божия, чтобы быть им в радость и утешение родителям своим; чтобы скоро принять, быстро научиться, понимать и помнить доброе и душеспасительное учение!

Молитесь, братья, о себе и о чадах ваших, и Господь Бог просветит вас светом Своим - Светом Христовым. Только этот свет истинно просвещает всякого человека и наставляет к деланию добра. К молитве о непосредственном Божием просвещении нашего разума и сердца прилагайте со своей стороны деятельнейшие меры к тому, чтобы корнем и началом образования детей ваших был страх Божий, черпаемый из Святого Писания, как из главного источника всякого познания и всякого ведения путей совершеннейших, ведущих к благочестивой жизни.

Для этого с самых первых дней собственным примером возбуждайте в чадах ваших любовь к чтению Слова Божия. В нем есть все, что только нужно нам для земли и для неба, в нем содержатся уроки и наставления на всю жизнь нашу, на все наши нужды и потребности, в нем нет ученых философских рассуждений, нет утонченных и изысканных правил, нужных для света и приличий мирских, зато в нем есть то, чего нет во всех книгах: в нем дух и сила всего нравственного закона. Нет ни одного такого порока, которого бы Божественное Евангелие не осуждало, и ни одной добродетели, которой бы оно не заповедовало.

В Слове Божием - такие заповеди, которые служат основанием благоденствия всех сообществ человеческих. Все Божественные книги дышат миром, истиной и любовью. Счастлив, кто знаком с этими книгами!

Для руководства детей избирайте в наставники людей честных и добрых, знающих Бога и чтущих Святые Его заповеди.

Всячески берегитесь общения детей с людьми безнравственными. Они укажут вам тысячи удовольствий во вред ребенку; а всякое непозволительное удовольствие в юном человеке есть яд для его души и способностей!

Когда Бог дает чадам нашим дарования, и Промыслом Его они разовьются и приобретется знание, пусть это знание посвящается во славу имени Божия, на пользу ближнего и собственное счастье. Пусть чада ваши проходят жизненные испытания разумно и богобоязненно; пусть делают добро, помогают собратьям, отирают слезы плачущих, врачуют язвы уязвленных! Пусть все это делают из благодарности к Промыслу Божию, без всяких корыстных целей; а когда приобретут и от Бога благословение, и от людей доверие и уважение, - тогда в зрелости и в старости вкусят истинную сердечную радость и удовольствие. Это счастье, известное одним только умным и добрым, в прямом значении слова!

Может быть, некоторые из вас подумают: "Мы имеем, слава Богу, и разум, и сердце, а не помним, молились ли мы когда Господу Богу о ниспослании нам таковых благ?" Быть не может, чтобы не молились, чтобы когда-либо не призывали Духа Святого, Господа Животворящего и Просвещающего - да приидет Он, Всемогущий, в сердца и помышления наши. А если мы не молились, так непременно молились за нас другие: прежде всего - духовная мать наша - Святая Церковь, при благодатном возрождении нас Святым Крещением, молится о просвещении нас разумом и благочестием, чтобы мы соделались сынами света. Потом уже родители наши или добрые родственники наши, если не в храме, так непременно в глубине духа своего перед Всеведущим открывали желания сердца своего о ниспослании нам и здравого разума, и доброго сердца.

Это непременно так. Бог Премилосердный, видя благие желания наших родителей и родственников и предвидя в нас добрую надежду в будущем, обогащает нас разумом и познанием. Без Бога и Его благодати никогда не может быть ни здравого разума, ни доброго сердца, ибо откуда все это возьмется? От природы человека? Но он весь тьма! Если и является иногда нечто похожее на свет в тех, кто не знает Бога, то свет этот ничтожный, скоро исчезающий, подобно огням воздушным. Посмотрите на учение Богопросвещенных Отцов Церкви и учение собственно человеческое, называемое философским, которое не основано на Откровении Божественном. Первое учение верное, вечное, благотворное для всех и каждого, а второе - нечто мечтательное, не имеющее ни силы, ни жизни, теряющее убедительность даже спустя полвека!

Да, братья, именно так! Без Бога ничего не бывает. Следовательно, без Его благодати ни разума, ни сердца доброго у нас быть не может. Все, что мы ищем - все от Него. Если что и имеем, то, очевидно, без заслуг наших, а непременно с благими и премудрыми целями Промысла. Бог дает нам не столько по заслугам нашим, сколько для призвания нас к Себе всеми щедротами любви Своей. Если мы имеем какой разум, если у нас сердце доброе, благодарим Господа! Это наше сокровище непременно от Его благостыни. Так будем же благодарить Господа за все в настоящем и просить о большем утверждении нас в истине и добре, в разуме и благочестии христианском, пока не достигнем меры возраста и исполнения Христова! Аминь.