Луч умного солнца. Беседы о молитве

БЕСЕДА 24. О благах внешних

К благам внешним относится: во-первых, наше здоровье телесное, потом - внешнее наше благополучие, наконец - честь или доброе имя. Здоровье есть величайший дар от Бога: без здоровья жизнь мучительна и человек себе в тягость. Без определенного состояния человек во многом не достигает целей: и науки любят достаток; и семейная жизнь не будет приятна без достатка; и должностные обязанности легче и, некоторым образом, безопаснее при достатке. Иногда прекрасные дарования и быстрый полет духа не достигают цели потому, собственно, что недоставало средств туда-то поехать, там-то образовать себя, то и то прочитать, того-то послушать, на то или другое взойти поприще. Иногда и дети в тягость, и радости семейные не в радость, когда нечем жить, нечем поддержать себя и семейство, нечего дать требующим, нечем утешить ни себя, ни своих близких. Бывает, что у самого благородного, но бедного человека, как говорят, совесть поневоле "кушать просит", оттого иногда нарушаются должностные его обязанности. А без чести и доброго имени человек не может быть благонадежным гражданином, добрым отцом, верным супругом, примерным служителем Церкви, неукоризненным судьей, приличным начальником. Без чести и доброго имени человек будет как бы умерший для жизни.

Самые богопросвещенные люди очень дорожат честью и добрым именем. Святой ап. Павел соглашался лучше умереть, чем лишиться чести (1 Кор. 9, 15). Следовательно, можно и должно просить себе от Милосердного Бога и здоровья телесного, и хлеба насущного, и доброго имени. Все это само по себе не является злом. Но просить здоровья телесного должно только с той целью, чтобы оно не препятствовало, а способствовало движениям нашего духа; чтобы наша духовная деятельность через попечение наше о теле не сокращалась, а напротив, распространялась, возвышалась и доходила до того, чтобы само тело могло быть жилищем Духа Божия.

Не всегда полезно просить сокровищ земных, но просить хлеба насущного нам заповедал Сам Господь (Мф. 6, 11). Если же Господь даст нам не только достаток, но и изобилие, надо просить Его о том, чтобы мы могли по воле Божией употреблять свои излишки во славу Божию, на пользу ближних, а потом уже и собственную. Просить чести также не всегда полезно, ибо даже умеренное стремление к чести может переродиться в неумеренное честолюбие; но вполне благочестиво просить Господа оградить нас от клеветы человеческой и злословия. Если же и постигнет нас несправедливость со стороны людей, надо принять это как наказание или вразумление из руки Божией, не роптать на обидчиков и не мстить им, но простить от всего сердца, тогда и Бог простит нам наши бесчисленные грехи. Господь силен оставить добрую память о нас на земле, если мы будет заботиться только о Его славе, избегая славы для себя, ибо Он сказал: Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2, 30).

Когда Господь Бог дает вам здоровье и силы телесные, употребляйте их на труды и занятия полезные, а отнюдь не на постыдные страсти, - не на плотоугодие, хулиганство, воровство, грабительство и всякого рода насилия. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца (Пс. 61, 11). Строящий дом свой на чужие деньги - то же, что собирающий камни для своей могилы (Сир. 21, 9). Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). Для христианина великое приобретение - быть благочестивым и довольным своим состоянием. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 6 - 10). Аминь.

БЕСЕДА 25. Христианин должен молиться не только о себе, но и о других

Христианская любовь объемлет всех и каждого. По христианскому братолюбию, чего себе желаем, того должны желать и ближнему, чего себе у Бога просим, того должны просить и другим. Но из ближних наших имеют особенное право на нашу о них молитву те, кто созидает и устрояет благо, как общее всех, так и, в частности, каждого из нас.

Лицо первое и высочайшее, о ком мы должны молить и просить Бога, - это Святейший Патриарх: он - верховный покровитель Церкви и исповедуемой нами православной веры. Его вера и благочестие поддерживает, укрепляет и ободряет нашу веру и благочестие. Мы обязаны молиться за него, дабы почивал на нем Дух Божий, насаждающий и укореняющий на земле Церковь Христову.

Далее, нам следует молиться о тех, кто находится у власти, кто обеспечивает законность су-да, сохранность порядка и соблюдение законов. Мы обязаны молиться за них, чтобы Всевышний ниспослал им Духа страха Божия, Духа премудрости и разума, чтобы Господь сотворил их истинными ревнителями о православной вере и пользе всего Отечества; сотворил их честными, деятельными, мудрыми и благодетельными для всех и награждал бы их самих за труды о нас миром душевным, здравием телесным, долгоденствием и благоденствием.

Затем, мы должны молиться о защитниках нашего Отечества от врагов внешних и внутренних, мы обязаны просить Бога за них, чтобы Господь даровал им Дух совета и крепости.

Далее, мы должны молиться за наших благодетелей, о тех, кто заботится о благополучии нашем и делает для нас добро, и, прежде всего, о родителях и воспитателях наших, о пастырях и отцах духовных, о наставниках, начальниках и покровителях.

Любовь христианская обязывает нас молить Бога за всех людей, даже за врагов. Такова заповедь Господа нашего Иисуса Христа: Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 44 - 45).

Обязанность христианская лежит на всех нас молиться не только о живых, но и об умерших, - отцах и братьях наших по вере, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. Молитесь за них здесь, на земле, а они будут за вас молиться там, на небесах. Поминайте их и раздавайте за душу их милостыню. Поминовение в Церкви Божией и милостыня за умерших - великое для них благодеяние.

Братья! Молитесь за всех: такова есть воля Божия; исполнив такую волю Божию, тихо и безмолвно поживем во всяком благочестии и чистоте. Аминь.