Луч умного солнца. Беседы о молитве

Во-первых, всегда подготавливать себя к молитве и не начинать ее, не ощутив страха Божия, не помыслив о том, что Бог внимает каждому нашему слову, каждому помыслу и может наказать нас, если мы проявим небрежность, невнимание и неуважение к Нему. Малейшее уклонение от цели молитвы следует считать делом законопреступным (каким оно, по сути и является), побуждающим Отца нашего Небесного не на милость, а на гнев. Нужно все свое внимание сосредоточить на словах молитвы, если же оно уклонилось по немощи нашей, также не должно смущаться, но тут же, как заметим это, опять направить его на слова молитвы.

Во-вторых, если мы молимся не по молитвослову, но просим Господа наедине о своих нуждах, нужно молиться с уверенностью, что Отец наш Небесный еще прежде нашего прошения знает, о чем мы хотим помолиться, и что Он непременно даст полезное нам, и о чем мы будем просить с верой и надеждой. Следовательно, о наших нуждах надо молиться очень кратко, просить желаемого сердцем преданным и благоговейным, во всем полагаясь на волю Отца Небесного и не заботясь о том, как лучше выразить нашу просьбу, не припоминая излишних подробностей и всех обстоятельств дела и тем более не размышляя о том, что мы должны сами предпринять. Такую заповедь дал христианам св. ап. Павел: Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4, 6).

В-третьих, когда мысли до того рассеются, что человек уже не в состоянии бывает овладеть ими, тогда, не пытаясь ничего припоминать или обдумать, сосредоточим все силы душевные на какой-либо одной кратчайшей внутренней молитве, например, на таких словах: "Господи, помилуй меня!" Прекратив все внешние действия и не обращая внимания на ощущения чувственные, заключимся, так сказать, всем существом в глубине духа или сердца и станем ожидать, пока вихрь пронесется и наступит тишина. Тогда опять можно продолжать молитву. И лучше заранее приобрести такой навык и способность заключаться в себе и беседовать в глубине духа своего с Богом; можно посоветовать упражняться в этом в удобное время, когда, оставив внешние занятия, могли бы мы в уединении и тишине сердца своего стать пред Богом не с тем только, чтобы предложить Ему свои нужды, но более с тем, чтобы открыть пред Ним свою душу.

Это должно делать в простоте и смирении, не ожидая, не произведет ли Бог в нас какое-либо действие или впечатление. Он Сам знает, что нам полезно. Сначала для нашей природы это покажется скучным и тяжелым, но со временем сделается легким и, наконец, обратится в навык для души, так что это будет ей сладостью и утешением во всех трудах, страданиях и горестях житейских. Такое состояние восхитит ее на небо еще при жизни тела, доставит ей мир, превосходящий всякое понятие, и прольет радость, которую никто у нее не отнимет (Ин. 16, 22)!

4. При телесном здравии усталость и дремота духовная во время молитвы обычно бывают от пресыщения или переутомления. Дух становится бодрее, если мы постимся, тогда и сна требуется меньше. Пресыщение же располагает ко сну и ослабляет всю духовную деятельность в человеке. И поэтому Спаситель дал всем верующим такую заповедь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21, 34).

Внимайте же, братья, молитесь, ограждая себя честным Крестом Христовым; молитесь, имея постоянно перед взором телесным и духовным образ распятого Христа Спасителя; молитесь без развлечения и рассеянности, но целомудренным умом и невозмущенным сердцем; молитесь, наконец, в посте и воздержании, тогда враг ничего не сдела оуханием пред Богом! Аминь.

32. Прп. Макарий Великий. Беседа о том, что случается с христианами во время молитвы.

БЕСЕДА 30. Когда молитва Бывает погрешительной

Бог не только не приемлет от нас погрешительной молитвы, но и наказывает за нее. Мы уже достаточно много говорили и об истинной, и о погрешительной молитве, но сейчас кратко повторим самое главное ввиду особенной важности предмета и для сугубого предостережения от греха.

Во-первых, погрешают те, кто молится без правильной и искренной веры в Бога и Господа нашего Иисуса Христа; ибо без веры угодить Богу невозможно, по учению св. ап. Павла (Евр. 11, 6), и по слову св. ап. Иакова, сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Бога (Иак. 1, 6 - 7).

Во-вторых, погрешают те, кто молится, находясь в ссоре, в злобе и вражде с кем-либо. Сам Спаситель сказал: Если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). Со злобой и враждой на ближнего и не думай молиться: такая молитва сильно прогневляет Бога, Который весь есть благость и любовь. Молитва, произносимая сердцем, не примирившимся с ближним, приятна одному врагу нашего спасения: ибо он - отец злобы, и все делаемое в злобе есть его приобретение.

В равной степени погрешают те, кто, призывая милосердие Божие и испрашивая благ для себя, сам бывает жестокосердным к прошениям бедных и не оказывает им помощи. Потому-то и сказано: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить - ине будет услышан (Притч. 21, 13). Господь ожидает от него только молитвы покаяния в своей жестокости к тем, которые называются меньшей братией Христовой.

В-третьих, сильно погрешают те, кто молится самонадеянно и надменно, подобно фарисею из евангельской притчи, выставляя в молитве собственные заслуги, а другого в мыслях осуждая. Часто, часто мы молимся подобной молитвой, сами того не замечая. Напомним эти слова фарисея, чтобы нам не забываться и не проникаться подобными мыслями: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 11 - 12). Такая молитва - гордая, опирающаяся на мнение о своей праведности, а не на веру в милосердие Божие, не только не оправдала фарисея, но еще и вменилась ему в грех, как богопротивная (Лк. 18, 14).

В-четвертых, сугубо погрешает тот, кто молится лицемерно, без должного благоговения и страха Божия, чтобы показать себя благочестивым перед людьми, в сущности, по сердцу и по внутреннему чувству, не являясь не только благочестивым, но даже хоть сколько-нибудь верующим. Разве верит в Бога тот, кто молится для того, чтобы его похвалили, и нисколько не боится Божия гнева. Господь гневно обличал фарисеев: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (Мф. 23, 14).