Луч умного солнца. Беседы о молитве

Молитвой побеждается природа и изменяются ее законы. Неплодная Анна, мать пророка Самуила, молитвой испросила себе сына у Бога. Праведные Иоаким и Анна, будучи неплодными и уже престарелыми, не переставали молиться и молитвой испросили у Бога Дочь, подобной Которой не было на земле. Пророк Илия молитвой заключил небо на три с половиной года и потом опять молитвой низвел дождь на землю, иссохшую от такого страшного бездождия.

Молитва крайне необходима в брани против врагов видимых и невидимых как сильнейшее оружие. Вот что об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: "Если демоны видят нас вооруженными молитвою, они тотчас убегают с таким страхом, с каким разбойники и преступники уклоняются от меча правосудия, отточенного и направленного на их головы"9. Победу над демонами дарует молящимся Сам Господь наш Иисус Христос, сказавший: Именем Моим будут изгонять бесов

(Мк. 16, 17).

Господь сил, призываемый на помощь, также укрепляет силы воинов, защищающих свой народ и Отечество, и делает их непобедимыми. В Ветхом Завете мы находим повествование, в котором духовная брань уподобляется настоящему сражению. Между древними израильтянами во главе с Иисусом Навином и их непримиримыми врагами - амаликитянами, потомками Амалика, внука Исава, сражение продолжалось целый день; когда руки пророка Моисея, издали смотревшего на битву и молившегося, были воздеты к небу, тогда победа склонялась на сторону израильтян; а когда они, ослабевая, опускались, успех переходил на сторону амаликитян. Аарон и Ор, увидев это, стали с обеих сторон поддерживать ослабевшие руки молящегося Моисея. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус (Навин) Амалика и народ его острием меча (Исх. 17, 8-13).

Молитва невозможное делает возможным, ибо все возможно Богу (Мк. 10, 27). Иисус Навин силою молитвы остановил луну и солнце (Нав. 10, 13). Пророк Исаия посредством молитвы возвратил назад солнечную тень на десять ступеней на глазах у царя Езекии (Ис. 38, 8). Пророк Моисей силою молитвы разделил воды Чермного моря, так что они расступились, и прошли сыны Израилевы посреди моря, как по суше, а воды стояли стеною справа и слева (Исх. 14, 15-22). Три благочестивых отрока, вверженные в раскаленную печь по повелению царя Вавилонского, молясь Богу и веруя, что он силен их спасти, остались невредимыми (Дан. гл. 3).

Молитва привлекает на нас невидимую силу Божию для избавления от любых бед и напастей. Апостолы Христовы Павел и Сила, брошенные в темницу, около полуночи, молясь, воспевали Бога - вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели (Деян. 16, 24-26).

Покаянная молитва удерживает руку правосудия Божия, уже простертую для поражения грешников. Так пророк Иона, поглощенный китом морским за непослушание Богу, не погиб, но молился с твердой верой в милосердие Божие, и повелел Господь киту, и он изверг Иону на сушу (Ион. гл. 2). Ниневитяне, услышав от пророка, что через сорок дней их город будет разрушен, поверили Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого, обратились от злого пути своего и крепко вопияли к Богу, и так отвратили гнев Божий и испросили себе помилование (Ион. гл. 3).

Справедливо сказал свт. Иоанн Златоуст, что нет ничего сильнее молитвы10. Молитва творит любые, самые невероятные чудеса. Но отчего же у нас такое бессилие, такая немощь души и тела? Нет у нас молитвы, не знаем ее, не умеем молиться, но, что самое страшное, не любим и не хотим молиться. Господи! Научи нас молиться! Помоги нам желать молиться! Наставь нас молить Тебя о даровании нам молитвы! Аминь.

8. Слово о молитве при начале войны со шведами. Творения. Ч. II. С. 204.

9.См. "Синопсис свт. Димитрия Ростовского. С. 129.

10.Свт. Иоанн Златоуст. Слово 8. Против аномеев.

БЕСЕДА 3. О Благотворности молитвы

Молитва, войдя в сердце человека, ведет за собою и все добродетели, подобно царице, сопровождаемой свитой11. Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом? Какою добродетелью, познанием, мудростью, благодатным дарованием не исполнит их молитва? Поистине, тот не погрешит, кто признает молитву причиною всякой добродетели и правды в человеке и кто скажет, что без молитвы душа вообще не сможет сделаться благочестивою12.

Первый благотворный плод молитвы - спасительный страх Божий, который проявляется в уклонении молящегося от всякого греха и в стремлении к богоугождению. По словам свт. Иоанна Златоуста, кто вознесся мысленно на небо и приблизил себя к Господу, тот отлагает всякое житейское попечение, окрыляется и становится выше страстей человеческих13.