Любовь - сущность христианства

Любовь - сущность христианства

ПРЕДИСЛОВИЕ

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же - самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.

Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь - там счастье и блаженство, а где самолюбие - там зло и страдания.

В благотворном влиянии любви на жизнь человеческую и вообще в приносимом ею счастье и блаженстве мы можем ощутить если не полноту божественной жизни любви, от которой отпал первый человек - Адам, то весьма заметные и ощутимые остатки того блаженства, которого лишился человек. Равно и в проявлениях самолюбия, отравляющего человеческое существование всякими скорбями и злом, нам ясно виден главный источник и причина несчастий, как последствие отпадения человека от божественной жизни. Вообще, мы не можем не усматривать в самолюбии нарушение порядка той жизни, которую Создатель предназначил для человека.

Несмотря на такое благотворное божественное свойство любви, порождающей для человека всякое счастье, почти все народы мира ищут счастья и жизненного благополучия в чем-то кроме любви, часто даже в самолюбии. Побуждаемые самолюбием, одни ищут жизненного блага в богатстве и почестях, другие в приобретении знаний и мудрости, иные в удовлетворении плотских страстей и т.д.

Но, не находя счастья в стремлениях своего самолюбивого духа, многие начинают даже умолять Бога о даровании им счастья, разумея, однако же, под счастьем те же земные блага и свои личные, не столько духовные, сколько плотские удовольствия и наслаждения. Магометане и язычники даже в загробном мире ожидают себе наслаждений чисто плотских и счастья в бездейсвии: первые - в лежании на шелковых перинах в объятиях чернооких гурий, а вторые - в насыщении пищей и питьем.

При этом и все народы, и каждый человек в отдельности не могут не признавать и признают, что истинное счастье и удовольствие можно найти только в душевном мире, в жизни любви, чего не могут дать ни богатство, ни почести, ни власть над ближними, ни удовлетворение плотских страстей. Каждый должен согласиться, что потакание своей плоти нельзя считать полноценным счастьем, единственным возможным для человека, ибо страсти дают фальшивое наслаждение, притом только минутное. Как бы много таких наслаждений ни было, удовлетворение и услада ими оставляют после себя лишь томление духа, недовольство и причиняют страдания.

Потому жизнь по страстям и похотям не есть счастье и не есть жизнь в собственном смысле этого слова, а лишь отрава жизни. Если плотские наслаждения не делают счастливой всю земную жизнь человека, то что же они дадут в жизни загробной, вечной, которую ожидают все народы мира? Какую они могут дать усладу в той жизни человека, когда плоть его будет духовна и будет искать сродных существу своему, духовных наслаждений, радостей и блаженства, источником которых может быть только любовь, как единство жизни с Богом, со всеми Ангелами и с людьми?

Наблюдательный человек не может не понимать, что главное зло, причиняющее расстройства и страдания, заключается, безусловно, в самолюбии, или в стремлении каждого к самоугождению и служению себе, - в самолюбии, разъединяющем всех, возбуждающем ненависть и вражду и причиняющем беспокойство сердцу. И для каждого становится очевидным, что всякое зло и всякий грех, а именно: ненависть, зависть, жадность, корысть, обман, вражда, убийства, грабежи, неповиновение старшим и властям, вражда между супругами, несогласие родителей с детьми, беспорядки государственной, общественной и семейной жизни, - отравляющие человеческую жизнь, суть порождения самолюбия.

Совершенно иное, как неоднократно было сказано выше, мы всегда ощущаем от любви, приносящей счастье, мир и блаженство.

И вот, несмотря на это, почти никто из нас совершенно не думает и не заботится о возгревании любви в сердце своем и о деятельных проявлениях ее в жизни. Все мы ощущаем страдания и горькую неприятность от самолюбия, однако же не принимаем никаких мер к подавлению, уничтожению его и к возможной борьбе с ним.

Еще менее мы задумываемся о причинах возникновения самолюбия, о его источнике и сущности; не вдумываемся в то, почему самолюбие так много причиняет зла, бед, скорбей, лишая нас мира, довольства, любви.

Для того чтобы достигнуть настоящего понимания сущности жизни человеческой, как и истинного счастья, сокрытого в любви, мы должны обратиться к Божественному Откровению, которое даст нам верное понятие как о Самом Виновнике бытия человеческого и Источнике жизни его - Боге, так и об истинном счастье и смысле жизни. То же Божественное Откровение укажет нам и того, кто первым допустил самолюбие в свою жизнь, а потом перенес его в жизнь духовного Ангельского мира и, наконец, в жизнь человечества, причинив тем жизни Ангелов и людей бесчисленные страдания.