«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

{стр. 415}

Наконец, если даже у нас есть способы немедленно узнавать о событиях, происходящих на далеком расстоянии, то тем более они есть и у пребывающих на Небе, которые отнюдь не ущербнее и не ниже нас. Разумеется, для святых, живущих на небе, это не «рассказы или послания», не телеграф или телефон, не какая–нибудь радиосвязь – это несравнимо совершеннейший способ, называемый «откровением Святого Духа», Иже везде сый, Духа, Который как Бог знает все и открывает «по Своему усмотрению верным рабам Своим» [929].

Спасение наше зависит, конечно, не только от молитв святых. Если мы сами предпринимаем все от нас зависящее, только тогда и моления наших святых предстателей в полной мере благотворны для нас. Если же мы нерадивы в нашей борьбе против греха и надеемся спастись только по заступлению святых, «тогда нам не будет от этого лучше, не потому, что праведники бессильны, а потому, что мы сами собственным нерадением губим себя» [930].

{стр. 416}

СВЯЩЕННЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Молитвы о покойных

Итак, усопшие молятся за нас и помнят нас. И потому разве не самое естественное для нас – помнить и молиться о них? Ведь христианская любовь остается крепкой и неизменной и после нашей смерти (1 Кор. 13, 8). Можно даже сказать, что после смерти близкого нам человека любовь к нему становится еще глубже и чище, поскольку мы склонны забывать те человеческие недостатки, которые были присущи ему при жизни.

И так как любовь наша сохраняется, Матерь Церковь с самого начала установила специальные молитвы об усопших и учредила определенные дни их поминовений. Согласно святителю Иоанну Златоусту, поминовение усопших за Божественной литургией известно с глубокой древности. Действительно, оно было установлено святыми Апостолами [931]. Как говорит Иоанн Дамаскин, именно «ученики Спасителя и божественные Апостолы» учредили поминовение усопших верующих «в страшных, Пречистых и Животворящих Таинствах». Во всех концах вселенной эта апостольская традиция безоговорочно соблюдается Церковью Христовой по сей день и {стр. 417} будет соблюдаться до скончания века. «Божественные Апостолы, –добавляет святой отец, – установили этот обычай не без основания и, конечно, не напрасно; решение это не было простым или случайным. Ибо вера христианская безупречна и не содержит ничего, что не было бы для пользы; напротив, все в ней благотворно, угодно Богу, полезно и всецело направлено ко спасению» [932].

Тертуллиан (200 г. по P. X.) постоянно упоминает (в частности, в книге «О венце») о литургиях, совершающихся за усопших. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (250 г. по Р. Х.), в своем 37–м послании сообщает нам, что христиане почитали основной обязанностью приносить жертвы и молитвы за мучеников. Арнобий старший в своем труде «Против язычников» (ок. 305 г.) упоминает о том, что христиане включали в свои богослужения молитвы об упокоении и спасении усопших. Также святитель Амвросий, епископ Медиоланский (330–397 гг.), совершал Божественные литургии за Валентиниана, Феодосия и брата его Сатира. «Апостольские Правила» (IV в.) содержат прекраснейшую молитву «об упокоении братьев наших во Христе». В этой молитве верные просят, чтобы человеколюбец Бог, принявший душу усопшего, отпустил ему всякое прегрешение, вольное и невольное, и помиловал его. Молитва содержит просьбу, чтобы умерший был помещен в лоне патриархов, пророков, Апостолов и всех от века Богу благоугодивших, там, откуда отбеже болезнь {стр. 418} и печаль и воздыхание (Ис. 35, 10) [933]. Наконец, Блаженный Августин (354–430 гг.) написал целую книгу о совершении литургий за усопших.

Все наши Божественные литургии включают в себя молитвы и прошения об усопших. Так, молитва из литургии святого Марка просит, чтобы Владыка Христос упокоил души усопших «в кущах, во Царствии Своем, даруя им и обетования Свои». В литургии святого Иакова, брата Господня, после поминовения святых Апостолов, пророков и других святых, мы просим Бога о поминаемых нами и о тех православных, кто не был помянут, и молимся, чтобы Он поместил их в обителях Царствия Своего, блаженстве рая, в лоне Авраама, Исаака и Иакова, осиянном светом лица Его. И в литургии святого Климента, папы Римского, ученика Апостола Петра, священник молится о всех Богу благоугодивших святых – патриархах, пророках, праведниках, апостолах, мучениках, исповедниках, епископах, о всем священстве, а также о девственниках, мирянах и всех, чьи имена ведомы лишь Богу.