«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Это учение, открытое Богом в Ветхом Завете, утвержденное Господом и Духом Утешителем, и потом проповеданное святыми Апостолами, и провозглашенное святыми отцами, составляет основную истину, которую Церковь включила в Символ веры предложением: «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым». То же мы поем и в степе нне: «Каждый, кто через смерть возвращается к матери земле, из которой был создан, вернется снова к жизни невыразимою силою Божиею; он вновь обретет тело и будет воскрешен, чтобы полу{стр. 488}чить наказание или награду за все содеянное им прижизни…» [1077] Потому что, не будем забывать об этом, настоящая жизнь – это время любви и долготерпения Божия, а жизнь после воскресения – это время испытания, Суда, справедливости Божией. «Это долготерпение и возмездие не противоречат друг другу, если мы разделяем их по времени. Здесь Господь уничтожает грехи крещением и покаянием, и там Он наказывает за содеянное зло огнем и мучениями» [1078].

Святой Златоуст, отмечая, что и язычники веруют в последующий Суд, хотя и понимают его иначе, формулирует следующий вопрос: «Почему Бог не наказывает здесь, но предпочитает судить там?» И отвечает: «Это все для того, чтобы Он показал нам Свое долготерпение и даровал «спасение от покаяния». Ибо если бы Он нас наказывал тотчас, то как спаслись бы Павел и Петр, «первоверховные учители вселенной»? Как спасся бы Давид и получил бы спасение как плод покаяния? «Как спаслись бы галаты и многие другие?» Конечно, некоторых Он наказывает и здесь, других же – нет. Все это совершается для того, чтобы тронуть и пробудить тех, кто не верит в грядущий Суд, а тех, кто верит, но не заботится о духовном, сделать более деятельными и внимательными. Но если мы злоупотребляем Божественным долготерпением, то когда придет время Суда, Он не станет долготерпеть ни на йоту, «но тотчас совершит Суд». Итак, не будем стараться получить наслаждение на кратчайший срок, ибо такова по сути нынешняя жизнь, ведь так мы навлечем на себя наказание нескончаемых веков. Но лучше потрудимся в этот краткий и преходящий отрезок времени, чтобы навечно увенчаться как победители. И будем помнить, что мы не просто {стр. 489} предстанем перед этим Страшным Всемирным Судилищем, но и будем «открыты», то есть разоблачены (2 Кор. 5, 10) [1079].

К сожалению, некоторые сомневаются в евангельской истине о будущем Суде, говоря: «Бог пригрозил этим, дабы повергнуть людей в страх». Но это сомнение, согласно святому Златоусту, – внушение злоначальника диавола. «Это сатанинское измышление, – восклицает божественный отец, – это измышление, дающее нам «бесполезный и вредный дар», делающий нас нерадивыми в делах добродетели» [1080]. Это сатанинское изобретение, имеющее целью возделать в душе отсутствие страха, чтобы мы не достигли святости в жизни во избежание «адских мучений». Это изобретение лукавого, чтобы мы здесь пренебрегли нашим спасением и ввергли себя «в пучину ада».

Чтобы не осталось никакого сомнения в том, что Священное Писание и в этом важном вопросе открывает нам полную и чистую истину Божию, святой Златоуст обращается к тем, кто поддерживает эту сатанинскую ложь, и говорит им: «Итак, скажите мне, что вы думаете, о безумцы! Не наказывается ли тот богач, который презрел бедного Лазаря? (Лк. 16, 20). Не изгоняются ли из Брачного Чертога юродивые девы? (Мф. 25, 12). Разве не накормившие Христа не отходят в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ? (Мф. 25, 41). Разве неправда то, что говорится о прелюбодеях, что червь их не умрет, и огонь их не угаснет? (Ис. 66, 24). Разве все это только угрозы?»

Но святой отец не ограничивается только вышеприведенными словами Господа. Он приводит примеры множества наказаний, которые Бог в разные времена налагал на непослушных Его заповедям именно для {стр. 490} того, чтобы напомнить о будущем Суде. Божественный отец говорит, что если мы не верим в слова «о будущей геенне», то поверим хотя бы на основании того, что уже произошло. Ибо то, что уже осуществилось, – это не только слова и угрозы. И спрашивает: «Кто во дни Ноя уничтожил мир потопом? Кто сжег дотла Содом? Кто потопил в Красном море всю силу Египетскую? Кто «600 тысяч распростер в пустыне»? Кто приказал, чтобы земля разверзла уста свои и поглотила бывших с Кореем и Дафаном? (Пс. 105, 17. Чис. 16, 1–35). Кто 185 тысяч в одну ночь умертвил по пророчеству Исаии (Ис. 37, 36)?» Святой отец приводит примеры и из Нового Завета. «Вспомни, – говорит он, – сколько претерпели иудеи, как женщины их пожирали собственных детей, одни поджарив, а другие иным образом! Как были они преданы ужасному голоду и различным жестоким войнам! Что все это были наказания, которые на них наложил Христос, видно из предсказаний, сделанных Им в притчах, но «ясно и открыто». В притчах Он сказал: «Тех, которые не хотят, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте» (Лк. 19, 27). То же самое Он подразумевал и в притче о винограднике и о браке. Он ясно выразил Свою мысль, когда сказал: …и падут от острия меча , и будет на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха (Лк. 21, 24–26). И будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет (Мф. 24, 21). Вы знаете также, как тяжко были наказаны Анания и Сапфира, укравшие немного денег (Деян. 5, 1 и след.). Кроме того, разве вы не видите каждодневные несчастья, которые мы претерпеваем за наши грехи?» [1081]

Иеродиакон Макарий Патмосский, один из самых образованных людей своего времени (1688–1737), отвечает на то же возражение не верующих в Суд Божий: {стр. 491} «Сверх того, из прошедшего ты должен узнать истину о будущем: остатки Ковчега в горах Армении тебе свидетельствуют о всеобщей погибели во время потопа. И в то время люди могли испугаться уже только слов Ноя, но поскольку они не верили словам, то были наказаны потопом. И раз причины того осуждения существуют и сегодня, то как не быть геенне? […] И земля еще дымящихся Содома и Гоморры тебе предвозвещает готовящийся и на сей раз неугасимый огонь. […] Ты слышишь сосуд избранный (Павла), который говорит: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи […]. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор. 10, 8, 10). И все еще не веришь ты в существование Судии?» [1082]

То, что Бог будет судить мир, естественно и справедливо. Ибо поскольку Он есть Творец, Спаситель, Освящение и Искупление наше (1 Кор. 1, 30), то будет и Судией. Именно в этом качестве Он придет, чтобы судить и принять решение о нашем поведении перед Ним как Творцом, Спасителем, Освящением и Искуплением. Ныне Бог – возделыватель наших душ, сеятель. Тогда же Он явится как жнец и молотильщик. «Совершенно естественно, чтобы Небесный Сеятель, щедро сеющий семя вечных божественных истиц в землю человеческих душ, пришел посмотреть, какая часть этого семени сгнила в грязи наслаждений, какая часть была удушена терниями страстей, какая была осквернена огнем грехолюбия, а какая стала плодоносить и принесла божественный плод, чтобы пожать и обмолотить зрелые ростки земного хлеба» [1083].

Это и справедливо, чтобы Бог нас судил. Потому что Он нам открыл путь к Вечной Жизни, Он научил, как {стр. 492} уберечься от греха и диавола. Он послал Своего Сына на распятие и на пролитие Его Честной Крови, чтобы нас очистить от греха. Он даровал нам небесные дары и предоставил все средства ко спасению. Таким образом, справедливость требует суда.

Кто будет Судией?

Кто будет Судией во время будущего Суда? Согласно исповеданию Христа Спасителя, Бог Отец весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Согласно же богодухновенному Павлу, – Бог Отец, через Мужа, которого Он поставил Судией. А что именно Сын будет судить всех нас, верное тому доказательство Бог Отец дал, воскресив Его из мертвых (Деян. 17, 31).

Разумеется, Господь сказал Своим ученикам, что когда совершится воскресение мертвых и сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей , то сядут и они на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых . (Мф. 19, 28). Божественный Павел пишет также, что святые будут судить мир (1 Кор. 6, 2). Но слово «судить» здесь означает «обличать». Святой пример праведников, их боголюбивое поведение, «вся жизнь» их будут судить двенадцать колен Израиля. И слова божественного Павла относятся к праведникам, происходящим из язычников, тогда как слова Господа касаются «Апостолов» и тех, кто жил «апостольской жизнью»: они явятся укором и таким образом обличат своей святой жизнью и апостольской ревностью народ Израиля [1084].

Слово «судить» толкует как «обличать» и святой Златоуст, который добавляет: «Апостолы не будут сидеть как судьи, выносящие приговор. Но, как сказал Господь, что Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его и что ниневитяне восстанут на суд с родом сим и {стр. 493} осудят его (Мф. 12, 41–42), и то же самое будет и с Апостолами. И они обличат двенадцать колен Израилевых , поскольку Апостолы были воспитаны в тех же законах, обычаях и традициях, что и все остальные иудеи. Так что в день Всемирного Суда, когда иудеи станут утверждать: «Мы не могли уверовать во Христа, поскольку Закон Моисеев воспрещал нам принимать заповеди Его», – то Господь, указав им на Апостолов, имевших один с ними Закон и однако же уверовавших, всех их осудит. Таким образом, святая жизнь учеников осудит «всех тех». На это Он указал уже, обращаясь к иудеям со словами: «Посему они (то есть ученики Христа) будут вам судьями» (Мф. 12, 27)» [1085]. Кроме того, святой отец, комментируя решение Судии относительно тех, кто одесную Его: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» (Мф. 25, 35), – отмечает: «Господь сказал это, чтобы грешники не оправдывались тем, что у них не было средств и способов стать помощниками другим, утешителями и т. д. Тогда Он ответил бы им: «Вот, Я осуждаю вас, сравнивая ваши дела с делами ваших сотоварищей». Точно так же, как Он осуждал «юродивых дев», глядя на «мудрых дев», и «раба упивающегося и объедающегося», сравнивая его с «верным рабом», а зарывшего талант в землю – глядя на удвоивших свои таланты» [1086].