«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сошествие Христа в ад

Учение Православной Церкви о спасительном сошествии Господа в ад основывается, главным образом, на двух показательных отрывках из богодухновенного Нового Завета. Оба они принадлежат первоверховному Апостолу Петру.

Божественный Апостол Петр в проповеди после сошествия Святого Духа обратил внимание на то, что Господь не мог быть удержан смертью. Исходя из стиха Псалмопевца: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10), он учил, что эти слова Давида относятся к Иисусу. Ибо Иисус – это Тот, Кто душою сошел в ад, но ни душа Его не осталась в хранилищах адовых, ни пречистое тело его не испытало тления (Деян. 2, 24, 27–31). В другом отрывке Апостол учит, что Господь Своей крестной смертью спас всех людей, и живых и мертвых. Он полагает, что читателям его Послания известно о сошествии Господа в ад как об истине, в которую верили все и которую исповедовали. Поэтому он отмечает только, что Христос …быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он {стр. 162} и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал благую весть о спасении (1 Пет. 3, 18–19).

И в другом месте того же Послания богомудрый Апостол повторяет и дополняет вышеназванную истину. Говоря о будущем Суде и ответе, который мы дадим во время Второго Пришествия перед страшным престолом Судии, он добавляет, что именно для того было благовествуемо мертвым, которые содержались в аду до Пришествия Христова, чтобы они, подвергшиеся Суду по человеку плотию , наказанные за грехи смертью, вошедшей в тленное тело, теперь, после Благовестия Христова, жили по Богу духом , оживотворенные сверхприродной Жизнью Божией (1 Пет. 4, 6).

Апостол Павел говорит также, что Христос, Которого Бог воскресил из мертвых, не увидел тления (Деян. 13, 37), и …нисходил прежде в преисподние места земли (Еф. 4, 9). Это нисходил , как полагают некоторые толкователи, относится к сошествию Господа во ад, который определяется как «преисподние места земли». В другом месте божественный Павел говорит еще яснее, что Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим. 14, 9). В другой связи Апостол Павел повторяет торжественное слово пророка о том, что смерть упразднена совершенно (Ис. 25, 8), так что мы можем сказать, как и пророк Осия: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55. Ос. 13, 14: LXX). Где же, о смерть, грех – твое ядовитое жало, которым ты поразила и отравила человека? Где, о ад, твоя кратковременная великая победа? У смерти нет более жала. Вознесем же благодарение Богу, даровавшему нам победу над смертью через Господа нашего Иисуса Христа. И мы не просто повторяем это апостольское слово, но включаем его в пасхальное Огласительное слово [396] и несем его как песнь и клич победы и торжества.

{стр. 163}

Апостол Иоанн, свидетель неизреченных таинств и небесных видений, пишет в Откровении: «Я услышал Ветхого денми, то есть Господа Иисуса, говорящего мне: Я есмь Первый , ибо постоянно существую прежде веков, и Последний , ибо Я буду существовать во веки вечные, всегда, как бесконечный Бог. Я также Тот, Кто живет непрерывно и имеет жизнь от Самого Себя. И Я сделался мертвым, ибо умер ради спасения людей. И вот, вопреки Моей крестной смерти, Я жив во веки вечные. И в руках Моих ключи ада и смерти  [397] (Откр. 1, 17–18). Но когда же Господь получил в Свои руки эти ключи? Когда же Христос стал Господином жизни и смерти? Именно тогда, когда тотчас после Своей смерти Он сошел в ад и разрушил смерть, Он получил власть над адом и одолел его, уничтожив все его оружие.

И Сам Господь предсказал Свое сошествие во ад, сравнивая его с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита. Он сказал: «…как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). И действительно, пророк Иона «предписал пребывание Господа во аде» [398]. Иона «прообразовал Христа, имевшего сойти во ад» [399], как говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

Уже, как отмечено выше, во времена Ветхого Завета Бог открыл о сошествии Сына Своего и Слова во ад. Псалмопевец говорит от имени Мессии: «…Ты не оставишь души Моей во аде…» и не позволишь Посвятившему Себя Тебе испытать тление и смертное разложение, но изведешь Его из гроба нетленным (Пс. 15, 10). Псалмопевец подтверждает победу Спасителя над смертью и адом и торжественно восклицает: «Яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи» (Пс. 106, 16). И правед{стр. 164}ный Иов, за целых шестнадцать веков до Христа, пораженный Божественным всемогуществом, которое через Спасителя явится в аду, восклицает: «От страха перед Тобой открылись ли мрачные и неприступные врата того места, где царствует смерть и держит в плену усопших? И неустрашимые стражи ада, видя Тебя, задрожали от страха» (Иов. 38, 17). Пророк Осия приблизительно за восемьсот лет до Рождества Спасителя от имени Бога также предсказывает: «Я освобожу Тебя из рук ада и избавлю от смерти. И тогда Я торжественно скажу: о смерть, где твой приговор? О ад, где твое жало?» (Ос. 13, 14: LXX).

После Божественного Вочеловечения и победы Господа над смертью и адом толкователи Священного Писания и божественные отцы, глубоко изучив эти пророческие отрывки и другие параллельные места, излагают основы учения нашей Церкви по этому вопросу более досконально. Так, святитель Климент Александрийский посвящает целую главу этой истине [400]. Ориген учит, что Господь сошел во ад человеческой душой, но «лишенной тела», и возвестил Благовестие спасения бестелесным душам, находившимся в аду [401]. Эта истина свидетельствуется всем апостольским Преданием Церкви, исповедуется оглашенными во время Святого Крещения и составляет неотъемлемую часть священной проповеди и богослужения. Она нашла отражение и в Божественной литургии святителя Василия Великого. Молитва Возношения, которую воссылает иерей в минуты, когда поется победный гимн «Свят, свят, свят Господь Саваоф…», гласит: «Христос, сойдя во ад крестной смертью, чтобы все наполнить Своим явлением, разрушил страдания, причиняемые смертью. И, воскреснув из мертвых в третий день […], ибо не мог быть удержан тлением {стр. 165} Начальник Жизни, Он сделался начатком умерших, первородным из мертвых…»

Всем верующим также хорошо известно прекрасное песнопение в честь Пренепорочной Владычицы, которое поется перед великим славословием на утрене. В нем мы славим Пречистую Благословенную Деву Марию, ибо через воплотившееся от Нее Слово «ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися и мы ожихом».

Кроме того, Православная Церковь специально празднует в Великую Субботу торжественное событие Сошествия Христа Спасителя во ад. «Великая Суббота важнее Пасхальной вечерни» [402]. Синаксарь этого великого дня дает поистине великое известие о благословенной Субботе: «Во святую и Великую Субботу боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и еже во ад сошествие празднуем», которым неизреченное человеколюбие Божие призвало человеческий род вернуться от тления к тому состоянию, в котором он находился до того, как согрешил Адам, вернуться и снова достичь Вечной Жизни. И святой составитель синаксария, восхваляя событие погребения тела Господня и Сошествия Господа во ад, добавляет: «Напрасно и тщетно ты охраняешь гроб, римский стражник, ибо невозможно удержать гроб Того, Кто Сам есть Жизнь и Источник Жизни. Так «смерть была совершенно уничтожена и исчезла» [403].