Synopsis on Sectology

The teaching about eating food is given a great place in the work of salvation in the Atma. A person is "defiled" not only when he does not bring food to the gods, but also when he eats it of stale or animal origin, as well as if he drinks alcoholic and stimulating (tea, coffee) drinks. The consciousness of such a person can never become pure, detached and "realized". Krivonogov (Joann Swami) tries to prove that the Bible teaches the same thing, but Christians do not yet understand it correctly. Although the commandment "Thou shalt not kill" was given to people and for humans, he states that animals also belong to this category. But on this score in the Holy Scriptures. There are clear footnotes in the Scriptures: "All the beasts of the earth, all the birds of the air, everything that moves on the earth, all the fish of the sea... everything that moves will be your food" (Gen. 9:1-3). And the New Testament says the same thing (Matt. 15:19). There is neither a rite nor a sacrament of communion among the followers of the Atma institute. They believe that the daily partaking of food for the sake of nourishment and the maintenance of life is communion. But they have another pagan custom – purification through fire. A five-candlestick is lit, and then the "initiates" take turns moving their palms over the fire, successively applying their fingers in a special way to the "third eye of Shiva" (above the bridge of the nose). Summarizing this topic, it should be noted that "Atma" has little in common with either orthodox Buddhism or Christianity. This is rather a kind of religious vinaigrette with Krivonogov's sauce. Summing up what has been said, I would like to conclude with the following words of Ap. "But the Spirit clearly saith that some shall depart from the faith, giving heed to seducing spirits, and doctrines of devils, through the hypocrisy of false talkers, who are burned in their consciences... their minds and consciences are defiled... They say that they know God, being incapable of any good work... but their end according to their works" (1 Tim. 4:1. Titus. 1:15. 2 Cor. 11:15). And the Lord Jesus Christ Himself says of such people: "... for false Christs and false prophets will arise and give great signs and wonders, to deceive, if possible, even the elect. Behold, I have told you beforehand. Now, if they say to you, "Here He is in the wilderness, don't go out. Here He is in the secret chambers — do not believe..." (Matt. 24:24).

About Sectarian Leaders and Founders of Sects

Безусловно, говоря об основании сект и новых культов, нельзя не остановиться на личностях, зачастую незаурядных, их основавших. Многие секты распадались почти автоматически со смертью своего основателя или очередного лидера; другие существуют доныне. Что же это за люди, основатели христианских сект? Мы посмотрим на некоторых из них со стороны. Но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что эти люди имели как вспомогательное или даже доминирующее средство для привлечения в общины и распространения своего учения откровения, видения и пророчества. Заглянув в глубь истории — на начало Реформации, увидим некоего Мельхиора Хоффмана, который предсказывал, что после своей скорой смерти придет вместе с Христом в 1533 г. для суда и установления "Нового Иерусалима" в г. Страсбурге. Однако, когда пророчество не сбылось, его сподвижник Жан Маттис, тоже считавший себя пророком, указал, что Хоффман ошибся не в пророчестве, а в... географии. Ибо таковым "Иерусалимом" будет не Страсбург, а Мюнстер. Это были крайние анабаптисты, которые пользовались большим авторитетом в своих кругах. Безусловно, и в наши дни Бог может сверхъестественным образом открывать нечто важное и нужное для человека. Но это никак не дает санкции на то, чтобы такое откровение стало основой для установления нового учения или доктрины вне Церкви. Госпожа Мэри Мэйкер Эдди, основавшая культ "Христианская наука" в Бостоне в 1875 г., говорила о себе, что Бог долго приготовлял ее к особой миссии с тем, чтобы была основана новая секта. А Джим Джонс, основатель секты "Народный храм", который переселил ее в 1976 г. в Гайану, а потом заставил всех принять яд, прямо называл себя воплощенным Христом. Это был безраздельный диктатор и деспот в секте. Он нещадно бил палкой за малейшую провинность и, со слов ушедших от него людей, насиловал в наказание замужних женщин на глазах их мужей. Основатель секты "Дети Бога" Давид Берг, называвший себя Моисеем, заставлял своих последовательниц идти на панель, чтобы через плотское соитие привлекать мужчин в секту, за что эти несчастные получили название "флиртующих рыбок" (религиозная проституция). Самого его часто фотографируют в окружении молодых полуобнаженных особ. Кроме того, Берг требует от своих последовательниц регулярных рапортов относительно их половой жизни вне секты. Таким образом, найдя ключи к женскому сердцу, известные только Бергу, он растворил греховную радость свального греха с псевдорелигиозным фанатизмом, тем самым, вывел уникальное сектантское образование. Сан Мюн Мун со слов его обожателей "имеет нечто величественное в своей осанке, и когда он заходит в комнату, все чувствуют, будто ветром их придувает к стене. Он, по словам очевидцев, распространял какую-то неведомую силу вокруг себя. Феноменом является, например, то, что когда он приходит в зоопарк, все звери сбегаются к тому месту, где он стоит. А если находится возле аквариума, рыбы стаей сбиваются у стекла. "Он имеет власть над всем существующим", — говорят его последователи. Малоизвестная секта пятидесятников Нины и Ивана Курганаевых, отошедших от своих через то, что Иван три года прожил в затворе, наложив на себя жестокий пост, никуда не выходя из дома. После этого никто не имел права даже его касаться, т.к. Ваня был объявлен "посредником" между Богом и людьми. Только Нина Курганаева передавала ответы мужа вопрошавшим за свои нужды. Отныне его устами "вещал Бог". Она категорически запрещала членам секты обращаться к докторам и принимать лекарства. Абсолютным диктатором в духоборческом среде был Петр Веригин. Этот человек не считался ни с каким мнением в общине. Как-то раз, вспоминает его секретарь Рыбин, он круто проигрался в карты в г. Триели (Канада). Послал гонца, чтобы собрали огромную сумму (13 тыс. долларов) в общине в счет погашения долга. Сумма была тут же собрана. Некоторые отдавали последнее, скопленное за годы тяжкого земледельческого труда. Когда посторонние люди указали духоборам на этот неблаговидный поступок их вождя, они спокойно ответили, что он вождь и это его дело, а их дело — смирение и послушание. Другой случай, опять вспоминает Рыбин, произошел из-за конфликта духоборов с канадским правительством. Тогда П. Веригин в гневе заявил собравшимся, что раз земля у них отбирается силой, то духоборы очевидно будут топить в реке своих детей и стариков в знак протеста. Когда он это сказал, посторонние расценили это как естественный эмоциональный срыв. Однако, тут же один старичок лет 80-ти, Ваня Быканов, подошел к реке, прочел "Отче наш" и, сказав: "Господи, благослови!" потихоньку пошел в воду и ушел с головой. Никто его и не думал останавливать. Позже тела так и не нашли. Иосиф Смит, пользуясь непререкаемым авторитетом среди мормонов, сожительствовал сразу с несколькими женщинами. Открыто говорить об это было опасно, т.к. тут же последовало бы отлучение и изгнание. Однако, после гибели Смита, Бригэм Янг открыто практиковал это не только сам, но и все другие мужчины-мормоны, кто пожелает. Хотя это вынуждалось иногда необходимостью (см. раздел "Мормоны"), Янг говорил: "Каким человек есть, Бог однажды был; каким Бог есть, человек может быть". Нечего и говорить, каков авторитет был у Б. Янга, т.к. лишь принцип строгого единоначалия и жесткой дисциплины помог мормонам выжить в походах, боях и на Соленых озерах. То же самое можно сказать и о Бруклинской Корпорации "Свидетелей Иеговы". Любое несогласие с Президентом или официальной линией (хотя она колебалась и временами значительно корректировалась) могло вызвать отлучение без всякого разъяснения и полемики. В этой эсхатологической и антитринитарной секте особенно сильную личную диктатуру установил Руттерфорд, занявший кресло Корпорации в 1916 г. Известный идеолог адвентистского движения Елена Уайт обладала феноменальной особенностью. Эта маленькая хрупкая женщина в состоянии духовной экзальтации хватала руками огромную тяжелую Библию и на длительное время застывала с ней неподвижно на вытянутых руках. При этом дыхание ее пресекалось, даже не запотевало поднесенное к устам зеркало, а потом как бы в сонамбулическом полусне-полуреальности, она цитировала целые библейские фрагменты, при этом одной рукой открывая точно нужную страницу и водя по ней пальцем. Когда это состояние иногда длившееся час и более, заканчивалось, щеки ее розовели, жизнь к ней как бы возвращалась, она бессильно опускала руки, делала глубокий вдох и бессильно падала в кресло. За ней записывали, и она сама тоже писала свои откровения. Это была самая плодовитая религиозная писательница. Другой "новоявленный мессия" Секо Асахара, создавший секту "АУМ Сенрике", призывает в своих проповедях "разбудить кундалини" в самих себе. Энергию, дремлющую в кончике позвоночника, необходимо, по его мнению, вызвать к жизни медитацией и специальными упражнениями. Секо Асахара, не боясь ложной скромности, называет себя не только спасителем, но и "Христом". На глянцевой обложке своей книги "Провозглашая себя Христом" Асахара изображен пригвожденным ко кресту, в терновом венце, с нимбом вокруг головы. Видна рана от копья с правой стороны, набедренная повязка... Начинает автор свою книгу такими словами: "Сим провозглашаю себя Христом. До 23 октября 1991 г. я не читал ни одной страницы Нового Завета, за исключением Откровения. В тот же день я убедился, что в этой книге содержится пророчество о том, что я являюсь Спасителем и Мессией". Не больше, не меньше. Далее Асахара пускается в пространное пояснение, что сейчас, дескать, появилось много лжепророков и лжехристов. Много, но только не он сам. Следуют неуклюжие аналогии из жизни Иисуса Христа и Асахары. Христос был возведен в пустыню духом — и Асахара упорно держал когда-то длительный пост; Христос был во гробе три дня — и Асахара владеет приемами медитации, где без доступа кислорода может некоторое время пребывать под водой; Христос в Кане Галилейской превратил воду в вино — и Асахара изменяет структурный состав воды посредством наговора; если Христос исцелял больных — то Асахара вспоминает, как кто-то после его лечения стал ходить без палочки... Однако его невежество выдает тот факт, что, по мнению автора "Провозглашаю...", одно из четырех Евангелий не является таковым ни по содержанию, ни по духу. Отгадайте какое? Так вот, по мнению Асахары — это Евангелие Павла. Одним словом, всего этого бреда вполне хватает Секо, чтобы посчитать себя равным Христу.

Заключение

Сейчас мы рассмотрели различные аспекты расхождения Православного вероучения с вероучением нескольких крупных сектантских религиозных объединений. Автор не претендует на полноту изложения данного материала, но если было освещено и практически состоятельна оказалась аргументация в дискуссии с представителями этих четырех деноминации, автор будет считать себя внесшим небольшую лепту в общецерковное дело. Эта причина и заставила его взяться за перо. Обобщая все вышесказанное и подводя его к общему знаменателю, следует заметить, что хотя сущность христианской догматики и излагается в Символе веры, однако христиане разных ориентации вкладывают свой смысл в слова Символа. Вот как говорит об этом православный философ-славянофил Хомяков: "... все западные христианские общества суть ереси против Церкви. Важность правильного понятия о Церкви такова, что между тем как ложный догмат, касающийся даже самых основных влияний истин христианства, может ограничить свое вредоносное влияние одним кругом понятий к нему относящихся, оставляя все прочее неповрежденным и истинным, — то ложное понятие о церкви неминуемо ведет хотя иногда к медленным, но неизбежным логическим процессом к ниспровержению всего христианского учения, лишая его всякого основания и всякой опоры". "Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" — предваряем мы окончание Символа таким членом. Поэтому самое значение Откровения (что является доминирующим звеном в протестантизме) будет зависеть от того, какое значение придается понятию Церкви (что является доминирующим звеном в Православии), ибо отношение Церкви к Откровению совершенно то же, как отношение суда к гражданскому закону с той, конечно, разницей, что внутренняя достоверность заменяется в последнем случае внешней обязательностью. То есть, иначе говоря, самое значение Откровения будет зависеть от того, какое значение придается понятию Церкви и нераздельному с нею понятию о ее непогрешимости. Таких понятий в христианском мире существует четыре. Так, понятие православное утверждает, что Церковь есть собрание всех верующих всех времен и народов во главе с Иисусом Христом и под водительством Св. Духа, приписывающее Церкви, таким образом понимаемой, непогрешимость. Католическое понятие сосредоточивает понятие о Церкви в лице папы и потому приписывает ему непогрешимость. Понятие протестантское переносит право толковать Откровение на каждого члена определенной деноминации, а потому и переносит на каждого же и непогрешимость относительно его самого. Поэтому вся сущность религии, по протестантскому воззрению, необходимо сводится на одно лишь личное субъективное чувство. То есть, представитель, скажем, мистических сект не удостоит вниманием всего того в Св. Писании, что покажется ему слишком простым и естественным (ведь в мистических сектах непогрешимость последователей идет от непосредственного просветления каждого из них Духом Святым), тогда как рационалист, наоборот, отвернется от всего, что покажется слишком таинственным и сверхъестественным. Так, отвергнув церковное предание, Лютер, вместе с тем, и устранил из проповеди текст Ап. Павла, где повелевается держаться преданий (1 Кор. 11:2. 2 Фес. 2:15). Он же, отвергнув установленное Ап. Иаковом елеосвящение, опустил в проповедях и его необходимость (Иак. 5:14). Кальвин идет дальше и совсем не упоминает беседу Иисуса Христа с учениками о значении Причащения. Одним словом, после Лютера, Кальвина, Цвингли расколы пошли быстрее, чем можно было ожидать. Дробление продолжается и сейчас. Но судьба протестантизма постигла и русский раскол XVII века. Появились беспоповцы, беглопоповцы, дьяконово согласие, лушковское согласие, перемазанцы, окружники, раздорники, перекрещенцы, нетовцы, авраамовцы, расстриженцы, дырники, странствующие, молокане, прыгуны, скопцы, хлысты и многие другие. И все они, как неугодные Богу, как творение человеческого своеволия, исчезли. И если русский раскол перестал дробиться, поскольку и дробить-то стало нечего, то на Западе этот процесс даже и сейчас набирает силу. "Многие придут под именем Моим", — говорит Христос (Мф. 24:5). Под Его именем пришли в мир многие лжепророки: Сен Мун Мюн со своей "Церковью унификации" и уже объявившим себя третьим Адамом, и Моисей Берг со своей общиной "Дети Бога", где воплощены все мерзости мира: сластолюбие, цинизм, стяжательство, и Джон Джонсон, который основал колонию "Народных хор", 914 членов которой в 1978 году по призыву своего вождя приняли яд... Цель духа тьмы предельно ясна: раздробить Церковь Христову на мелкие куски, превратить по возможности в пыль и, таким образом, руками же верующих уничтожить дело Божие. "Симоне, Симоне, се сатана просил сеять вас, яко пшеницу..." (Лк. 22:31). И сектантские вожди вольно или невольно, сознательно или несознательно, но помогают ему в этом. Вот и получается подгонка Истины Божией к самому себе, к своему греховному пониманию. Западный богослов Уильям Баркли писал: "Ересь происходит из желания и попыток создать религию, которая бы устраивала людей, была бы популярной и привлекательной. Сделать это — значит разбавить религию водой, устранить из нее муки, самоосуждение, смирение и нравственные требования". Американский президент Уильямсон Кеннеди рассказал об одном старике, который вспомнил однажды факт из своего детства. "Когда я был мальчишкой, — рассказывал старик, — я часто играл на большом пустыре, в центре которого пересекались две дороги, и на их перекрестке стоял покосившийся указательный столб. Помню, как однажды я повернул его так, что он стал показывать неверное направление. И с тех пор я часто думаю о том, сколько людей пошло по неверной дороге по моей вине". Если пилот авиалайнера уклонится в воздухе всего на градус от маршрута, то он приземлится не только не в пункте назначения, но скорее всего в другом регионе страны... Сектантство дает людям неверное направление, или полуправду, а словами праведного Иоанна Кронштадтского — "истину в неправде". Христос Спаситель говорил о едином камне веры, на котором созиждется Его Церковь (Мф. 16:18). В 1054 году этот камень дал первую трещину, о которой мы все теперь сожалеем. В 1520 году католический камень треснул повторно, и в мире появился протестантизм. Теперь на протяжении сотен лет каждый желающий отбивал и отбивает себе от последней глыбы кусочек, создает на нем свою человеческую церковь вместо Христовой. Дробление этого камня происходит все интенсивнее, с воодушевлением и завидной настойчивостью, так, что есть все основания полагать, — этот камень веры вскоре превратится в пыль. То, к чему стремился сатана и от чего предостерегал Христос в первые века н.э. совершается сейчас, и к тому же руками самих христиан. Диавол знает, что нельзя победить Церковь, пока она сохраняет единство. Разделяй и властвуй, т.е. "сей, яко пшеницу". Давайте посмотрим наличие церквей, спускаясь по лестнице истории вниз. Тогда станет очевидным, что так называемый "консерватизм" (т.е. традиционность и апостольское преемство), остались лишь в Православной Церкви. Первым возьмем XX век. В нем: Православие, католицизм, лютеранство, баптизм, пятидесятники, адвентисты и еще множество других религиозных объединений, групп, школ. Вот XIX век. Здесь нет уже пятидесятников, Берга, Муна, Джонсона. Значит не их основал Христос. Вот XVIII век. В этом веке отсутствуют адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, квакеры, штундисты и еще некоторые секты. Значит не Христом основаны они. Вот XVI век, где есть лишь Православие, католики, кальвинисты, меннониты, пуритане. Спустимся еще через историческую ступень в век XIV, где остались лишь православные и католики. А это значит, что все вышеупомянутые религиозные объединения не были основаны Христом. Если же спустимся с XIV к Х веку, то останется Единая Святая Соборная Церковь — Вселенская, не раздробленная и монолитная. В трех первых веках церковная организация, богослужения из-за постоянных гонений на христиан были просты, не так богаты ритуалами, потому как совершались тайно, под покровом ночи, в уединенных местах. Но это была та Церковь, которую основал Сам Христос, и она не была похожа ни на одну из современных сект. В ней совершались богослужения, среди которых была и Божественная Литургия, составленная Апостолом Иаковом, и существовало в этой древней Церкви три степени священства и семь Таинств. Именно об этой Церкви писал св. мученик Иустин-философ, живший во II веке. Можно проследить и епископат Константинопольской Церкви от древности: 36 год — апостол Андрей Первозванный, 37 — апостол Стахий, 53 — епископ Онисим... и так без перерыва до Иоанна Златоуста (407 год). Именно присутствие законной иерархии в Церкви как Божьего установления делает эту Церковь истинной, Апостольской. Без иерархии, без священства нет Церкви. Об этом говорят все учителя церковные, среди которых и такой достойный святитель, как Игнатий Богоносец. В своем послании к Троллийцам он писал: "Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а Епископа, как Иисуса Христа... пресвитеров же,.. как сонм Апостолов. Без них нет Церкви". Сектанты же, поняв, что "без них нет Церкви", решили обзавестись собственной иерархией, избирая из своих общин лучших членов и "рукополагая" их. Образовалась такая самосвятская иерархия. Но подлинная практика Церкви таких рукоположении не знает и не принимает их. Мирянин не может дать благодати священства кому-то другому, так как не обладает ею сам. Вспомните из Ветхого Завета Корея, Дафана, Авирона, взбунтовавшихся против Моисея, призванного на служение Самим Богом. Когда они пожелали встать на его место, то разверзлась земля и поглотила бунтовщиков. Где нет законного священства, там нет и подлинной Церкви, а только простое собрание верующих, отошедших от Церкви и потому называемых еретиками. Святой Игнатий Богоносец в послании к Траллийцам (гл. 6) писал: "Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищей, а от чужого растения, какова ересь, отвергайтесь. К яду лжеучения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном виде. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть". Что же объединяет сектантов всех мастей и в чем они солидарны, не взирая на свой особый, так сказать, профиль? Безусловно, это ненависть к исторической Церкви. Эта почва сближает и роднит все, что не хочет вписаться в Церковь, несет чужеродный дух своему народу при отсутствии исторических корней. Вспоминаются строчки русского классика Ивана Бунина, которые вполне можно соотнести с этой проблемой. Кто хоть бы раз имел диалог или участвовал в диспуте с сектантами, не может не согласиться с такой меткой характеристикой: Они глумятся, над тобою Они, о Родина, корят Тебя твоею простотою Убогим видом черных хат. Как сын спокойный и нахальный Стыдится матери своей Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей. Глядит с насмешкой снисхожденья На ту, что сотни верст брела И для него последний грошик Ко дню свиданья берегла.

Примечания

К стр 228. Урим и Туммим (Исх. 28:30). Эти слова в буквальном смысле означают "Свет и совершенство". Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на них именами колен Израилевых, или составляли и означали другое что-нибудь — определенно не известно. В Священном Писании урим и туммим представляются в тесной связи с наперсником первосвященника. "Сделай наперсник судный искусною работою... и вставь в него оправленные камни в четыре ряда... Сих камней должно быть двенадцать, по числу двенадцати имен сынов Израилевых... На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда он будет входить во святилище пред лице Господне, и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним" (Исх. 28:15-30). Из этого видно, что урим и туммим составляли особое внешнее украшение, отличное от наперсника, хотя к нему и принадлежащее. Если же они составляли особое украшение наперсника, то следовало бы ожидать, что они, подобном другим принадлежностям Скинии и священнослужения точно будут описаны в книгах Моисеевых. Но этого-то и нет. Так, в кн. Исход 29:8-21, Числ. 27:21, Втор. 33:8 подробно описаны наперсник и драгоценные камни на нем, но об уриме и туммиме вовсе не упоминается. В кн. Царств нередко говорится о вопрошении Господа (1 Цар. 14:36-37; 22:10; 23:69; 28:6; 30:7), но об уриме и туммиме дается информация, что это было одно из различных средств, какими Бог отвечал вопрошающим Его. Сирах, прославляя древних великих мужей и упоминая об Аароне и его одеждах, урим и туммим также соединяет нераздельно с наперсником, где изображая подробно величие священного облачения и украшения первосвященника Симона праведного, ничего не говорится об уриме и туммиме. В Новом Завете об этих предметах вовсе не говорится. Иудейское предание также не дает точных сведений по этому предмету. Флавий не отделял их от драгоценных камней наперсника, приписывая им особенное блистание, когда Бог милостиво внимал приносимым жертвам и предвещал победу идущим на сражение. Флавий присоединяет, что камни эти перестали сиять лет за двести до того времени, как он начал писать свою историю (Древн. К.З.). По мнению некоторых западных толкователей Священного Писания урим и туммим, как символ истины, заимствован Моисеем у египтян, у коих верховный жрец носил на золотой цепочке на шее как образ или символ истины украшение из драгоценных камней, которое называлось "истина". В заключении следует сказать, что об уриме и туммиме не имеется точных сведений, а также сведений и относительно того, каким образом чрез них узнавалась и возвещалась воля Божия и какие случаи и решения подлежали этому способу откровения воли Божией, ибо в народе Божием были и другие способы, чрез которые открывалась и возвещалась воля Божия (1 Цар. 28:6). Одно известно, что великий первосвященник через урим и туммим мог вопрошать Господа (Числ. 27:21) и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию вопрошающим о ней; видно также, что Бога вопрошали таким образом в важных случаях, касавшихся всего народа, а не частных запутанных споров и распрей (Суд. 1:1; 10:18); для решения обыкновенных спорных дел служило законное судопроизводство, а через урим и туммим вопрошали Бога в таких случаях, в которых никакой закон не мог давать решений, и существующее право не могло удовлетворить требованию дела. Касаясь самого образа или способа, как узнавалась и возвещалась при этом воля Божия: голос ли какой слышен был, или особенный блеск и свет камней наперсника давал понимать смысл ответа, или это было внутреннее некое озарение и просвещение в вопрошающем Господа, или это было мистическое таинственное действие священных имен, в Св. Писании нет на это никаких объяснений. Известно только, что это было высокое отличие и преимущество первосвященника, которое не подчинялось произволу человеческому, и после пророческого слова имело особенное значение. После Самуила и Давида употребление способа познания воли Божией посредством урима и туммима уже не видно, а после плена прямо говорится, что священника с уримом и туммимом тогда не было, и потому некоторые дела оставлены тогда не решенными, "доколе не восстанет священник с уримом и туммимом" (1 Езд. 11:63. Неем. 7:55) Ожидаемый этот первосвященник с уримом и туммимом есть, конечно, Господь наш Иисус Христос. (Библейская энциклопедия. Москва, 1891 под изд. архимандрита Никифора).

Приложение. Римо-Католическая церковь.Священник Максим Козлов, доцент МДА

К стр 228. Урим и Туммим (Исх. 28:30). Эти слова в буквальном смысле означают "Свет и совершенство". Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или означали только свойство наперсника и камней его, или это были самые камни с вырезанными на них именами колен Израилевых, или составляли и означали другое что-нибудь — определенно не известно. В Священном Писании урим и туммим представляются в тесной связи с наперсником первосвященника. "Сделай наперсник судный искусною работою... и вставь в него оправленные камни в четыре ряда... Сих камней должно быть двенадцать, по числу двенадцати имен сынов Израилевых... На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда он будет входить во святилище пред лице Господне, и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним" (Исх. 28:15-30). Из этого видно, что урим и туммим составляли особое внешнее украшение, отличное от наперсника, хотя к нему и принадлежащее. Если же они составляли особое украшение наперсника, то следовало бы ожидать, что они, подобном другим принадлежностям Скинии и священнослужения точно будут описаны в книгах Моисеевых. Но этого-то и нет. Так, в кн. Исход 29:8-21, Числ. 27:21, Втор. 33:8 подробно описаны наперсник и драгоценные камни на нем, но об уриме и туммиме вовсе не упоминается. В кн. Царств нередко говорится о вопрошении Господа (1 Цар. 14:36-37; 22:10; 23:69; 28:6; 30:7), но об уриме и туммиме дается информация, что это было одно из различных средств, какими Бог отвечал вопрошающим Его. Сирах, прославляя древних великих мужей и упоминая об Аароне и его одеждах, урим и туммим также соединяет нераздельно с наперсником, где изображая подробно величие священного облачения и украшения первосвященника Симона праведного, ничего не говорится об уриме и туммиме. В Новом Завете об этих предметах вовсе не говорится. Иудейское предание также не дает точных сведений по этому предмету. Флавий не отделял их от драгоценных камней наперсника, приписывая им особенное блистание, когда Бог милостиво внимал приносимым жертвам и предвещал победу идущим на сражение. Флавий присоединяет, что камни эти перестали сиять лет за двести до того времени, как он начал писать свою историю (Древн. К.З.). По мнению некоторых западных толкователей Священного Писания урим и туммим, как символ истины, заимствован Моисеем у египтян, у коих верховный жрец носил на золотой цепочке на шее как образ или символ истины украшение из драгоценных камней, которое называлось "истина". В заключении следует сказать, что об уриме и туммиме не имеется точных сведений, а также сведений и относительно того, каким образом чрез них узнавалась и возвещалась воля Божия и какие случаи и решения подлежали этому способу откровения воли Божией, ибо в народе Божием были и другие способы, чрез которые открывалась и возвещалась воля Божия (1 Цар. 28:6). Одно известно, что великий первосвященник через урим и туммим мог вопрошать Господа (Числ. 27:21) и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию вопрошающим о ней; видно также, что Бога вопрошали таким образом в важных случаях, касавшихся всего народа, а не частных запутанных споров и распрей (Суд. 1:1; 10:18); для решения обыкновенных спорных дел служило законное судопроизводство, а через урим и туммим вопрошали Бога в таких случаях, в которых никакой закон не мог давать решений, и существующее право не могло удовлетворить требованию дела. Касаясь самого образа или способа, как узнавалась и возвещалась при этом воля Божия: голос ли какой слышен был, или особенный блеск и свет камней наперсника давал понимать смысл ответа, или это было внутреннее некое озарение и просвещение в вопрошающем Господа, или это было мистическое таинственное действие священных имен, в Св. Писании нет на это никаких объяснений. Известно только, что это было высокое отличие и преимущество первосвященника, которое не подчинялось произволу человеческому, и после пророческого слова имело особенное значение. После Самуила и Давида употребление способа познания воли Божией посредством урима и туммима уже не видно, а после плена прямо говорится, что священника с уримом и туммимом тогда не было, и потому некоторые дела оставлены тогда не решенными, "доколе не восстанет священник с уримом и туммимом" (1 Езд. 11:63. Неем. 7:55) Ожидаемый этот первосвященник с уримом и туммимом есть, конечно, Господь наш Иисус Христос. (Библейская энциклопедия. Москва, 1891 под изд. архимандрита Никифора).

Католическая сакраментология

Отступления католиков от древних преданий в совершении таинств

Число таинств у католиков такое же, как и в древней Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от древнецерковного. Католики учат что таинства являются не только действительными, но и спасительно-действенным и, вне зависимости от состояния человека, который их приемлет. Наша Церковь учит, что церковные таинства считаются действительными при совершении их всяким канонически правильно поставленным священником по Церковному уставу (если, в крайнем случае, крещение совершает мирянин, оно тоже считается действительным). Но спасительно-действенным таинство является только тогда, когда человек приемлет его с должным расположением. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам предупреждал о том, что если человек причащается без рассуждения, без должной подготовки, то он делает это в осуждение себе. Католики же считают, что во всяком случае — вне зависимости от того, с верой или без веры подходит человек к восприятию таинства, — оно является спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при таком подходе таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды. То есть если правильно поставленный священнослужитель правильно прочтет положенные слова, если есть тот, над кем этот обряд совершается, и есть все внешние атрибуты, необходимые для его совершения (вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии), то наличие этих формальных элементов является достаточным для того, чтобы таинство оказалось спасительно-действенным.

Таинство крещения

В Православной Церкви формула крещения такова: "Крещается раб Божий имярек во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь". У католиков же происходит перенос внимания на фигуру совершающего таинство. Католический священник говорит: "Я крещаю тебя". У католиков со средних веков введено обливательное или окропительное крещение. Мы не можем сейчас говорить об этом как об отличии, потому что и у нас за последнее столетие многие взрослые и дети были крещены таким образом. Но в нашей стране условия жизни были таковы, что Церковь была вынуждена допускать крещение обливанием или кроплением. В крайней ситуации такое крещение допускалось и древней Церковью — если надо было выбирать: крестить человека обливанием или не крестить вовсе. Католики же в средние века не были побуждаемы к этому никакими основательными неизбежными причинами. У нас хотя и был временный отход, но сейчас мы стараемся по возможности вернуться в отношении взрослых — и это есть уже во многих храмах — к практике крещения погружением, как это и было в древней Церкви, в то время как католики по-прежнему принципиально считают достаточным обливательное или даже только окропительное крещение.