«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Греховные влечения
«Один великий старец прохаживался с учениками
своими на месте, где были различные кипарисы — большие и малые. Старец сказал одному из учеников
своих: «Вырви этот кипарис». Кипарис же тот был
мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом
старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: «Вырви и этот». Брат раскачал его обеими руками и выдернул. Опять показал ему старец другой, еще
больший; он с великим трудом вырвал и тот. Потом
указал ему на иной, еще больший; брат же с величайшим трудом сперва много раскачивал его, трудился
и потел и наконец вырвал и сей. Потом показал ему
старец и еще больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Тогда
старец велел другому брату встать и помочь ему; и так
они оба вместе едва успели вырвать его. И сказал старец братьям: «Вот так и страсти, или греховные влечения: пока они малы, то, если мы пожелаем, легко
можем исторгнуть их из сердца; если же вознерадим
о них, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень
укрепятся в нас, тогда, даже и с трудом, мы не можем
одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Бозе»
(авва Дорофей).
О борьбе со страстями
Страсти обуревают всех людей. Они окружают и
праведников, только не могут возобладать над ними.
Страсти прельщают людей предаться удовольствиям
мира сего. Одних они соблазняют богатством и почетом; других — весельем и пирами; третьих — плотскими чувственными наслаждениями. Люди, по рассеянности своей и суетности, не умеют противиться
страстям. Они не прослеживают начала их появления
в сердце. Мало того: они даже услаждаются ими. Так
страсти заползают в человеческое сердце и свивают
себе в нем прочное гнездо. Когда после пробуют бороться с ними, — время оказывается упущенным.
Не надо позволять страстям усиливаться в сердце.
Нужно помнить, что страсти для человека — это тяжелые изнурительные болезни. Тиф, например, лечить