«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

близко к нему.

Окруженный со всех сторон опасностями, человек, естественно, обратил глаза свои вверх, и там, на вершине дерева, увидал очень малое количество меда. Между

тем положение его становилось ужасным. Дерево, на

котором он находился, подгрызенное мышами, уже

готово было упасть. Ноги, не крепко утвержденные, скользили, и со всех сторон грозила смерть.

Что же в таком положении стал делать несчастный?

Вместо того, чтобы хоть что-нибудь предпринять для

своего избавления, он спокойно устремился к меду и

стал есть его.

Что же значит эта притча? Она представляет подобие настоящей нашей жизни. Зверь, неуклонно стремящийся пожрать человека, есть образ смерти, которая неизбежно преследует всех нас. Пропасть есть

мир, исполненный всевозможных смертоносных сетей. Дерево, которое непрестанно грызут мыши, есть

жизнь наша, постоянно подтачиваемая временем.

Аспид являет образ беды, грозящий телу от страстей, которые терзают и разрушают оное. А страшный змей

изображает ненасытное адово чрево, готовое безвозвратно поглотить нас.

Что же, наконец, значат малые капли меда, за которыми устремился окруженный опасностями человек? Это ничтожные блага мира сего, за которыми мы, очень хорошо зная, что будет смерть и вечная мука, все-таки гоняемся, и таким образом внезапно похищаемся смертью и сводимся во ад.

Пролог

Иногда враг спасения начнет приплетать ко всякому твоему добру свое зло, как плющ вьется вокруг

хороших деревьев. Ты займешься богомыслием назидательным, а он собьет тебя на совопросничество и

пытливость о тайнах Писания, кои охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о

том, чтобы не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтобы

не осудить, а он спешит навеять на тебя равнодушие и

к добру, и ко злу. Так и во многом другом приплетает

враг свое: к страннолюбию — чревоугодие, к рассудительности — суровость, к кротости — двоедушие, к радости — самомнение, к надежде — леность и проч. — Видишь, сколько засад, как называют сии покушения

врага опытные в брани с ним люди. Усугуби внимание

и бдительность. В помощь же сему вот что сделай:

найди себе доброго отца духовного и, поверив ему все

свое, моли Господа, чтобы Он влагал ему сказать тебе

всегда благое в назидание. Или, если можешь, найди