«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

к добру, и ко злу. Так и во многом другом приплетает

враг свое: к страннолюбию — чревоугодие, к рассудительности — суровость, к кротости — двоедушие, к радости — самомнение, к надежде — леность и проч. — Видишь, сколько засад, как называют сии покушения

врага опытные в брани с ним люди. Усугуби внимание

и бдительность. В помощь же сему вот что сделай:

найди себе доброго отца духовного и, поверив ему все

свое, моли Господа, чтобы Он влагал ему сказать тебе

всегда благое в назидание. Или, если можешь, найди

себе единомысленного брата, и вместе с ним веди взаимную откровенность и взаимное друг друга вразумление и укрепление. Читай душеспасительные книги

и, изучая их, ищи в них вразумление себе и разъяс80 - 81

нение недоуменных случаев в твоих помышлениях, чувствах и движениях сердца. Сими способами при

искреннем желании избегать худого и молитвенном

к Богу обращении всегда силен будешь распутать хитросплетение врага, увидеть подготовленное тебе зло и

отразить его потом духовными орудиями своими.

О царе на один год

Еще одну притчу рассказывал преподобный

Варлаам:

«Был некоторый великий город, граждане которого имели обыкновение избирать себе в цари мужа

чуждого им, из неизвестной страны, но с тем, чтобы

он пробыл у них царем только один год. Затем они

ссылали его на один из необитаемых островов, и там

этот царь от всевозможных лишений погибал. Так погибло несколько царей.

Наконец в этом городе был избран в цари муж весьма мудрый. Узнав о злой участи своих предшественников и о том острове, куда через год он должен быть сослан, царь сей послал на остров, ему предназначенный, множество верных ему рабов, множество золота, серебра и драгоценных камней. Все для своего благополучия

на острове том устроил, и когда сослан был на оный через год, то жил там в изобилии долго и радостно.

Что значит притча сия? Город — это есть суетный

мир сей. Граждане города — это бесы, влекущие нас

соблазнами мирскими в ад. Цари — это праведники и

грешники. Первые обогащают себя делами добрыми и

с ними идут в рай, последние ничего не имеют, кроме