«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

показал конец его жизни. Перед братией он являлся

постящимся, но имел обыкновение есть тайно. Братия

вовсе не знали за ним такого порока.

При конце своей жизни он позвал к себе всех братий, живших в монастыре. Братия надеялись услышать что-нибудь великое и утешительное от такого, по их мнению, великого умирающего мужа. Но в

смущении и трепете он должен был сознаться, какому врагу предан при смерти: «Когда вы думали, что я

пощусь вместе с вами, я тайно ел, и вот теперь предан

дракону для пожрания, который хвостом своим спутал мои колена и ноги, а голову свою всунул в мой рот

и высасывает из меня душу».

С этими словами он умер. Дракон, которого он видел, не ждал, пока он освободится от него покаянием.

Очевидно, он имел видение только для пользы слушателей. Он не избежал врага, которому так явно был предан.

Cвятитель Григорий Двоеслов «Собеседования»

Блаженны милостивые

Часто говаривал блаженный Пафнутий Боровский

о милостыне, что она одна только может спасти нас.

И рассказывал об одном человеке, который всю жизнь

свою творил милостыню, а по смерти было о нем такое откровение: стоял он у реки огненной, через которую не мог перейти в места райские. И вот внезапно

собралось множество нищих, и стали они ложиться

перед ним, один возле другого, так что по ним, как бы

по мосту, он перешел реку пламенную.

—Можно было бы ему, — говорил преподобный, по воле Божией быть перенесенным туда на руках

ангельских, но Господь устроил для него сей чудный

мост ради его нищелюбия.

Троицкий патерик

Прежде всего враг старается, дабы духовное чадо

(послушник) потерял веру к отцам, тогда уже ему легко низложить такого.

Враг спасения не оставляет человека в покое до самого гроба.

Подвиги свои и дары Божии мы должны тщательно хранить от взоров людей, а иначе враг похитит, а

наиболее всего, как геенского огня, должно опасаться