«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Святая Феодора питала особенную любовь к жившему в ее время преподобному Василию Новому. Она
давала ему приют в своем доме. Устроила ему особенную горницу для молитвы и всегда со вниманием слушала его учение.
Прошло несколько времени. Скончался Василий, а за ним и Феодора. После их смерти последний оставшийся в живых ученик св. Василия, Григорий, стал
98 - 99
просить отшедшего в мир горний учителя своего, чтобы он открыл ему, в каком состоянии по смерти находится душа Феодоры. Просьба Григория была исполнена. Однажды во время сна явился ему Ангел и
сказал:
— Ступай скорее; отец Василий зовет тебя, чтоб ты
видел Феодору.
После этих слов Ангела Григорий был восхищен ко
вратам рая, и Ангел ввел его в светлые места, в которых он увидел Василия и Феодору. Григорий обратился к Феодоре и спросил ее:
— Скажи мне, госпожа моя, как ты перенесла
скорбь смертную и как от бесов избавилась?
Феодора отвечала:
— Когда душа моя разлучилась с телом, я увидела множество бесов, которые показывали мне хартии моих грехов, угрожали мне и скрежетали зубами.
Ангелы взяли меня и донесли до мытарств, т.е. мест, где бесы истязали души людей за грехи и где Ангелы в
противоположность бесам указывали на добродетели
людей, бесами истязуемых. Таких мытарств двадцать, и на каждом из них человек истязуется за тот или другой грех. Когда мне, — продолжала Феодора, — на каком-либо из мытарств недоставало за какой-либо из
совершенных мной грехов, моей добродетели, тогда, по милости св. Василия, Ангелы противопоставляли
бесам за мои грехи добродетели св. Василия, и ради
этого я не была остановлена демонами и, по миновании последнего из мытарств, была введена Ангелами
сюда, где ты сейчас меня видишь. Но знай, что если
душа кого-либо из людей будет грешная и ей нечего
будет противопоставить против грехов ее, тогда демоны удерживают ее и влекут в муку».
Пролог
Мудрому христианину надлежит непременно быть
под властию неправедного человека, дабы приобретать терпение, которое состоит в том, чтобы равнодушно переносить всякое зло, какое нам другие
причиняют или какое вообще случится. Мудрый и
праведный муж, будучи добродетелен, имеет в себе