«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Святая Феодора питала особенную любовь к жившему в ее время преподобному Василию Новому. Она

давала ему приют в своем доме. Устроила ему особенную горницу для молитвы и всегда со вниманием слушала его учение.

Прошло несколько времени. Скончался Василий, а за ним и Феодора. После их смерти последний оставшийся в живых ученик св. Василия, Григорий, стал

98 - 99

просить отшедшего в мир горний учителя своего, чтобы он открыл ему, в каком состоянии по смерти находится душа Феодоры. Просьба Григория была исполнена. Однажды во время сна явился ему Ангел и

сказал:

— Ступай скорее; отец Василий зовет тебя, чтоб ты

видел Феодору.

После этих слов Ангела Григорий был восхищен ко

вратам рая, и Ангел ввел его в светлые места, в которых он увидел Василия и Феодору. Григорий обратился к Феодоре и спросил ее:

— Скажи мне, госпожа моя, как ты перенесла

скорбь смертную и как от бесов избавилась?

Феодора отвечала:

— Когда душа моя разлучилась с телом, я увидела множество бесов, которые показывали мне хартии моих грехов, угрожали мне и скрежетали зубами.

Ангелы взяли меня и донесли до мытарств, т.е. мест, где бесы истязали души людей за грехи и где Ангелы в

противоположность бесам указывали на добродетели

людей, бесами истязуемых. Таких мытарств двадцать, и на каждом из них человек истязуется за тот или другой грех. Когда мне, — продолжала Феодора, — на каком-либо из мытарств недоставало за какой-либо из

совершенных мной грехов, моей добродетели, тогда, по милости св. Василия, Ангелы противопоставляли

бесам за мои грехи добродетели св. Василия, и ради

этого я не была остановлена демонами и, по миновании последнего из мытарств, была введена Ангелами

сюда, где ты сейчас меня видишь. Но знай, что если

душа кого-либо из людей будет грешная и ей нечего

будет противопоставить против грехов ее, тогда демоны удерживают ее и влекут в муку».

Пролог

Мудрому христианину надлежит непременно быть

под властию неправедного человека, дабы приобретать терпение, которое состоит в том, чтобы равнодушно переносить всякое зло, какое нам другие

причиняют или какое вообще случится. Мудрый и

праведный муж, будучи добродетелен, имеет в себе