«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что сатана противится — это не диво: его и имя такое — противник истины и добра; ясно видит, что Бог

есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему

уже уготована, а все идет наперекор, — и не для чего

108 - 109

другого, как только на зло, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не тот ли дух богоборчества владеет и неверами?

Святитель Феофан Затворник

Демоны употребляются Богом и святыми как палачи для наказания.

Небесный град

К Иоасафу, когда он был еще юношей, послан

был Богом преподобный Варлаам. Он научил его вере, окрестил, помолился о нем Богу и, дав целование

о Христе, возвратился в пустыню.

По отшествии его, Иоасаф стал усиленно подвизаться и постоянно проводил время в молитвах и

слезах. Трудно, конечно, было юному христианину, окруженному язычниками, нести первое время крест

свой. Но Господь не оставил его. В первые же дни своей новой христианской жизни, во сне, он сподобился

видения. Узрел он себя восхищенным в рай, и там ему

показаны были все те блага, которых ни слово человеческое не может передать, ни око видеть. Перед

ним открылся чудный город, сиявший золотом и драгоценными камнями, и видел он множество Ангелов, певших и славивших Бога. Иоасаф обратился к ним

с просьбой, чтобы позволили ему остаться с ними.

Но услышал от них, что для того, чтобы быть в раю, должно ему возвратиться в мир и подвизаться.

Это видение еще более усилило желание Иоасафа

служить Господу, — он усугубил свои подвиги и наконец, чтобы всецело посвятить себя Богу, ушел к

Варлааму в пустыню. Там, без сомнения, ему еще

труднее было, но Господь укрепил его видением снова.

Ему опять явились те Ангелы, которых он прежде видел, и они опять ввели его в небесный нерукотворенный град. При входе же в него он увидел других двух

Ангелов, которые держали два светлых, неизреченной

красоты, венца. Иоасаф спросил, кому они назначены, и услышал ответ, что один из них назначен ему за то, что он спас множество душ и украшен постничеством, а другой, ради него, дается его отцу. После этого видения, говорит сказание, Иоасаф «еще в большее подвизание вниде, и по мале времени прейде в пресветлый

оный град и неизреченный».

Пролог