«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
— Владыко! Я за твои молитвы в этом месте святого рая поставлен в страже Богом.
— Если я попрошу у тебя что-нибудь, имеешь ли
ты власть дать?
— Чего ни попросишь, — получишь.
Игумен, показав на одну из яблонь, сказал:
— Дай мне с этой яблони три яблока. Евфросин
тщательно снял три яблока и отдал их игумену.
Игумен принял их в мантию и тотчас пришел в себя.
Он оказался в келье своей, три яблока были в его мантии. Зазвонили к утрени. По окончании Богослужения
игумен приказал братиям, чтобы никто из них не выходил из церкви. Призвав из поварни Евфросина, спросил его:
— Сын мой! Где был ты этой ночью? Евфросин, опустив глаза в землю, стоял и молчал.
Но старец не перестал его допрашивать. Тогда
Евфросин отвечал:
— Там, авва, где ты видел меня.
— А где я видел тебя?
— Там, где ты просил у меня, в святом раю.
— Что просил я у тебя?
— То, что я дал тебе: три святых яблока, которые
ты и принял.
Тогда игумен повергся к ногам его, вынув яблоки
из мантии своей, возложил их на святой дискос и сказал братии:
112 - 113
— Эти яблоки, которые вы видите, — из святого
рая. В течение трех лет я молил Бога в келье моей, пребывая без сна все ночи, чтобы Бог показал мне, в
какое место отходят по смерти души благочестно подвизающихся монахов. В эту ночь благодатью Божией
я возведен был в святой рай, видел его неизреченные
блага и нашел в нем брата нашего Евфросина, который дал мне эти три яблока. Умоляю вас: не уничижайте и не бесчестите неграмотных. Они, с верой служа братии, оказываются у Бога выше всех.
Когда игумен говорил это братии, Евфросин вышел
из церкви и тайно ушел из монастыря на дальнюю
сторону, избегая славы человеческой. Игумен разделил яблоки на благословение братиям. Больные, бывшие в братстве, вкусив райских яблок, выздоровели.
Отечник
Если кто верует — Духом верует, если кто уразумевает тайны премудрости Божией — Духом уразумевает, если кто пророчествует — Духом пророчествует, если кто молится — Духом молится. И ни одно
вообще действие не бывает истинно богоугодно, коль
скоро оно не совершается в нас и через нас Духом
Святым. Действие без Духа и не от Духа не суть настоящие христианские дела, кои все должны быть духовны. Посему всякий должен исповедать, что если