«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
«Будь как можно кроток, смирен, прост в обращении со всеми, считая себя, нелицемерно, ниже всех по
душевному состоянию, т. е. грешнее и немощнее всех.
«Из грешных я первый», — говори. От гордости происходит напыщенность, холодное, без всякой искренности, обращение с теми, которые ниже нас, или от
которых мы не надеемся получить себе пользу» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Не возносись выше облак
Не гордись, человек, будучи пыль и прах! Что
подъемлешь ты вежды свои, кои, спустя немного, возьмет тление? Не возносись выше облак и знай, что
ты — земля и пепел: от земли взят и в землю скоро
отыдешь; велик ты и честен и чист, пока помогает тебе Бог; Богом создан ты, Богом и держишься: не отрицай же благодеяний и не забывай Благодетеля. Пусть
ты исполнил добродетель, но это потому, что Тот помог тебе (Духовный маргарит).
***
«Надменный и напыщенный не уподобляется ли
надутому пузырю или человеку, страждущему водяною болезнию и сильною опухолью? Не подобен ли
он смешному дитяти, надувающему щеки?» (святитель Иоанн Златоуст).
Смирение Божественно, непостижимо; по учению
святых отцов оно уподобляет человека Ангелу.
22 -
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.
50: 19).
Во смирении нашем помяну ны Господь (Пс.135: 23)
Смирихся, и спасе мя (Пс. 114: 5).
На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66: 2).
Много высоких и славных, но тайны открываются
смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется (Сир. 3: 19–20).
ТЩЕСЛАВИЕ
«Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не
Богу, а людям» (преподобный Иоанн Лествичник).
«Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он то и другое делает для похвалы человеческой» (преподобный Иоанн Лествичник).
«Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый — что изнуряет тело, а второй — что не получает за это награды» (преподобный Иоанн
Лествичник).
Из жизни святителя Иоасафа Белгородского
«Где, казалось бы, ждать большого равенства, как не в храме, пред лицом Божиим, где все одинаково ничтожны; но и тут тщеславие людское свило
себе прочное гнездо. У нас, впрочем, еще не дошло
до того, чтобы, как в немецких и английских церквах, были таксированные места. Но и у нас есть коврики, местечки за решеткой, подношение на блюде просфоры. На Украине был еще более странный
обычай: подносить почетным лицам за малым входом Евангелие к целованию. Видя в таких действиях