«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Смирение Божественно, непостижимо; по учению
святых отцов оно уподобляет человека Ангелу.
22 -
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.
50: 19).
Во смирении нашем помяну ны Господь (Пс.135: 23)
Смирихся, и спасе мя (Пс. 114: 5).
На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66: 2).
Много высоких и славных, но тайны открываются
смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется (Сир. 3: 19–20).
ТЩЕСЛАВИЕ
«Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не
Богу, а людям» (преподобный Иоанн Лествичник).
«Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он то и другое делает для похвалы человеческой» (преподобный Иоанн Лествичник).
«Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый — что изнуряет тело, а второй — что не получает за это награды» (преподобный Иоанн
Лествичник).
Из жизни святителя Иоасафа Белгородского
«Где, казалось бы, ждать большого равенства, как не в храме, пред лицом Божиим, где все одинаково ничтожны; но и тут тщеславие людское свило
себе прочное гнездо. У нас, впрочем, еще не дошло
до того, чтобы, как в немецких и английских церквах, были таксированные места. Но и у нас есть коврики, местечки за решеткой, подношение на блюде просфоры. На Украине был еще более странный
обычай: подносить почетным лицам за малым входом Евангелие к целованию. Видя в таких действиях
неприличную льстивость, святитель Иоасаф писал:
«Благоговейные должны со страхом приступати к
прикосновению их, а не прикасати гордящимся; невежи священницы воздадут ответ Богу в день судный
за столь человекоугодное свое служение, а Божия
славы унижение» (Е. Поселянин).
24 - ТЩЕСЛАВИЕ 25
***
«Иноку должно всегда содержать подвиг свой в тайне и не делать напоказ ничего, до самой безделицы.
Убегай тщеславия — и сподобишься славы в будущем веке.
Благоприятны Богу добродетели, совершаемые
втайне.
Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его.
Где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным
и учительным, но будь смиренномудр.