«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
ты нечистоты и срамной жизни» (преподобный Исаак
Сирин).
Преподобный Серафим Саровский учил, что каждый христианин, стремясь истинно служить Богу, неизбежно должен выдержать борьбу с искушениями разного рода, должен приготовиться к различным испытаниям, чтобы он легко мог переносить и
побеждать их, возрастать и укрепляться в духовной
жизни. Сам преподобный во время своей многострадальной, подвижнической жизни подвергался многим испытаниям.
Бывает искушение во сне от диавола, чтобы привести
человека в отчаяние, – к той мысли, что нет для него
более спасения (преподобный Варсонофий Великий).
Привыкайте взирать на каждого человека с тем, чтобы от него чему-нибудь духовному научиться... Иной
нас искушает рассеянностью, (а через это) учит постоянству. Иной искушает раздражением, оскорблением – учит любви. Иной – пустословием, празднословием – учит твердой внимательности к размышлению
о путях спасения.
Надо любить бесчестие за честь, хулу – за хвалу; обиду — за награждение, всякое искушение и злострадание — почитать за превосходнейшее воздаяние (старец Назарий Валаамский).
В трудных искушениях надо вопиять ко Господу:
«Буди воля Твоя! Помилуй, облегчи!» (святитель
Феофан Затворник).
На монахов больше нападают страсти и мысли и разные искушения, потому что противны врагу спасения
(старец Иоанн Троицкий).
В скорбях и искушениях смотри за собой строже: они
и великих подвижников низвергали.
Иное есть не печалиться и не гневаться при бесчестиях, поношениях, искушениях, а иное желать этого
с благодарением.
Иные спасаются через терпение искушений, скорбей, болезней; исповедничеством, «внутренним мученичеством», неосуждением, избеганием людей нецерковных и мирских связей.
Надо благодарить Господа и за искушения и скорби, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина – шествовать ко Христу Спасителю нашему
(архиепископ Арсений (Чудов)).
Пример удаления от искушения. Пре по добный
Иоанн ушел прочь от спорящих монахов, когда наткнулся на них. Как-то раз, работая с другими монахами во время жатвы, он увидел, что один из них
гневался на другого. Он тотчас же оставил работу
и удалился.