«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
в Бозе его (Пс. 3: 3). Отчего появляется в сердце такого
бедствующего страх, ужас, печаль, тоска и всякое беспокойство. Во время сего искушения думай о милосердии
Божием: сколько твоих грехов ни есть и как они ни велики, но у Бога более милости, подумай о том, когда ты
противился воле Божией, Бог тебя миловал; ныне ли не
помилует тебя, когда хочешь и стараешься исполнить
волю Его. Ибо если человек чистосердечно обращается
от грехов своих к Богу, то и Бог со Своей благодатью обращается к нему и принимает его в Свою милость.
Если будут приходить тебе греховные мысли, в ту же
минуту, не давая им усилиться, взгляни на небо, представь глазам своим Распятого на Кресте Спасителя и
скажи устно: «Господи, помоги!» От этого греховные
мысли тотчас исчезнут; или говори: «Господи, помилуй», – и продолжай, пока помыслы греховные исчезнут, или взгляни на небо и скажи устно: «Не принимаю
греховных мыслей». От этого искушение уничтожается.
Искушение подходит к нам внушением, принимается услаждением и совершается соизволением.
Внушение бывает, когда или диавол представляет
какой-нибудь помысл, или сей помысл рождается от
соприкосновения нашего с внешними предметами.
Когда отвергается сей помысл, ход искушений прекращается. Но коль скоро помысл сопровождается
произвольным услаждением и ум останавливается
на нем, то искушение принято, душа начала ему поддаваться. Когда же за тем последует и соизволение
или похоть, то искушение созревает. Остается только, по словам святого апостола Иакова, похоти сей
родить грех, который, содеян будучи, родит и смерть
(Иак. 1: 15).
Начальным христианам более должно охранять себя, ибо диавол искусно завлекает новоначальных различным образом: например, в беседе, сперва заняв
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 68 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 69
их разговором о чем-нибудь полезном, непременно
направляет их мысль и разговоры к неполезному: к
праздности, смеху, осуждению, раздражению и другому подобному, так что исполняются на них слова: наченше духом, ныне плотию скончаваете... Худые беседы заражают злом (пороком каким-нибудь) людей и с
добрым характером.