«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Враг или тьмодержец получает доступ свободный к

нам или по допущению Божию, как это было с праведным Иовом и другими Святыми, или по неостанавливанию Божию, как это было с Давидом, учинившим

тяжкий грех, или по оставлению Божию, как последовало с Иудой и иудеями, которые впадали в идолопоклонство.

Вражия сила в самом внутреннем человеке, в его уме

и в сердце, тайно действует, рождая мысли, противные божественным, но люди не знают, что это делается вражиим наваждением, и думают, что это происходит естественным образом; потому что не сознают

действующего в них греха; благочестивые же люди, души которых просвещены от Христа, знают, откуда

и отчего все сие происходит, и тотчас покаянием то

изгоняют.

Сатана действует на человека или внутренно, то есть

в мыслях человека, или наружно, то есть через людей

грешных, или через видимые соблазнительные предметы. Следовательно, человек должен бороться с врагами, невидимыми и видимыми; и потому надо всегда

всматриваться в действия, происходящие в сердце;

когда мысли приходят противные Богу, то в ту же минуту противостоять им мыслями, приятными Богу, и

тем побеждать себя и сатану.

Греховные мысли не должно ставить в грех, но считать их за искушение; в противном случае диавол будет тем утешаться. Надо знать, что, кто противится

греховным мыслям, тот заслуживает у Бога великую

благодать.

Искушениями познается воля людей; они бывают по

попущению Божию даже и со святыми, да явятся они

совершеннейшими, во всем блеске, как победители

своего противника.

Если человек небрежет исполнением своей обязанности, то это означает его гордость; от такого невнимания к себе он впадает в большее искушение.

Князь мира, оставляя твердых и опытных мужей, свое око, смертоносное и тлетворное, обращает преимущественно на юношество, чтобы растлить его и

в настоящем расширить область свою, и на будущее

подготовить себе усердных делателей.

Искушения не перестают стужать даже лежащему на

смертном одре – отступают, когда душа оставит тело

(святитель Игнатий (Брянчанинов)).