«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

до молитвы его не было; или – вот вы принимаетесь

читать какую-нибудь книгу духовного содержания, например, Священное Писание, и вами тоже овладевает уныние, леность, сомнение, маловерие и неверие. От чего? От того, что вас искушают, над вами

коварствуют злые духи уныния, сомнения и неверия.

Вы в церкви у Богослужения, и вам скучно, тяжело, лень, на вас напало уныние? От чего? От того, что

над вами коварствуют злые духи уныния и лености. Или вы принимаетесь за сочинение духовное, например, за проповедь, и в вашем сердце, в вашем

уме мрак, холод, а во всем теле – расслабление. От

чего опять? От того, что в вас коварствуют невидимые враги. Доказать это легко: только не стань всего этого делать, и будет так легко и приятно, будет

такой простор в душе и сердце – откуда что возьмется. Поэтому Дух Святый совершенно необходим

всем нам во всех благих делах наших: Он есть наша

сила, крепость, свет, мир, утешение (святой Иоанн

Кронштадтский).

Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что

Господь совершенно бросил и покинул тебя, ибо нет

в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это

часы искушения веры, надежды, любви и терпения

христианина. Скоро придут для него опять времена прохладна от лица Господня, скоро Господь опять

его возрадует, да не падет он под искушением (святой

Иоанн Кронштадтский).

Чем более умножается состояние благочестивых, тем более свирепеет против них сатана и вооружается на них искушениями (кознями), как на праведного Иова. Поэтому, боголюбцы, когда умножается

благосостояние дома вашего, ожидайте сильных нападений от сатаны: то на того, то на другого он будет

бросаться в семействе и мучить его (святой Иоанн

Кронштадтский).

Надо надеяться на Господа при всех искушениях, при

всех безотрадных состояниях души: избавит Господь

(святой Иоанн Кронштадтский).

Если тебе приходится переносить искушения, сильные напасти, скорби и болезни, то не малодушествуй, не унывай и не ропщи, не желай себе

смерти, не говори дерзких речей перед Всевидящим

Богом, например, таких: «О, какая лютая скорбь, о, какая не по силам моим напасть, – лучше бы