«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Не верь внушениям врагов своих (бесов), что ты лучше других.
Душа, которая любит осуждать людей, или непослушлива, или невоздержанна, или оставила покаяние – не
может избавиться от бесовских козней и освободиться
от плохих помыслов (преподобный Силуан Афонский).
Искушение через помыслы. Не должно допускать
лукавых помыслов, вселяющих в нас печаль или ненависть к месту, в котором мы живем, или к сожителям;
не должно слушать помыслов, советующих перейти на
другое место; но нам необходимо ежечасно быть трезвыми и отвращать ум свой от козней бесовских, дабы с переходом нашим не нарушилось наше правило, ибо дерево, часто пересаживаемое, не приносит плода.
Если кто захочет сотворить что-либо хорошее на месте, где живет, и не сможет, то пусть не думает, что он в
состоянии управить это в другом: ибо доброе дело достигается не местом, а изволением и верой. Выслушайте
один рассказ, который я слышал от египетских иноков.
Один брат жил в Египте, в киновии, и часто гневался
и волновался, и бранные слова у него были постоянно
на устах. Пришедши в уныние, он ушел из монастыря и
поселился в уединении; полагая, что если ему не с кем
будет беседовать, то освободится от своей привычки
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 84 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 85
гневаться. В один день, когда он, ради некоей потребы, налил сосуд воды, тот опрокинулся; он наполнил его во
второй раз, но сосуд опять опрокинулся; то же случилось и в третий раз. Брат, будучи обольщен бесом, разгневался на сосуд и, схватив, разбил его.
О правильном отношении к духовнику
(чтобы не попасть в искушение)
Перед духовником благоговей, как перед слугой
Божиим или Ангелом, но не привязывайся к нему почеловечески, руку целуй, как икону, лишнего с ним не
говори, тем более не шути, не старайся возбудить его
расположение: ведь он не для дружбы, а для спасения
души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему и он заслонит собой образ
Христа в сердце твоем; для этого держи в памяти его
наставления, но не черты лица, иначе получишь не