«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Перед духовником благоговей, как перед слугой
Божиим или Ангелом, но не привязывайся к нему почеловечески, руку целуй, как икону, лишнего с ним не
говори, тем более не шути, не старайся возбудить его
расположение: ведь он не для дружбы, а для спасения
души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему и он заслонит собой образ
Христа в сердце твоем; для этого держи в памяти его
наставления, но не черты лица, иначе получишь не
врачевание души, а вред.
Вопрос: Обязан ли старец (или духовный отец) без
всякого разбора в духе проводить испытание учеников и искушать их дух всякого рода приказаниями?
Ответ: Хотя и есть высокие образы жизни святых
отцов, когда они искушали своим приказанием послушание учеников: или посадкой сухих деревьев, или
саждением зелий кверху корнями, или поднятием необычной величины и тяжести камней, или посылкой
учеников в логово лютых зверей, и тому подобное, но
все это только частные примеры, и в прежнее время, и Святая Церковь, как мудрая и чадолюбивая мать, никогда не узаконивала этих частных случаев в общий пример для всех людей без исключения. Чтобы
избежать гибельных последствий, не впасть в тяжкие
грехи, то весьма благоразумно будет, если и совсем не
браться за такого рода высокие рискованные испытания. Во избежание тяжких погрешностей через испытание твердо должно помнить, что для рискованных
испытаний необходимо испытание, необходима высокая вера обоих, то есть старца и ученика, при том же
и глубокое смиренномудрие обоих, а иначе, испытание
вместо пользы принесет только вред для души и горькие слезы впоследствии. Лучше всего смиряться перед
высокими примерами святых отцов и не браться за то, что превышает нашу слабость и убогую веру и наше немощное мудрование. Меньшего же рода испытанием, то есть не рискованным и не грозящим впоследствии
опасностью, прилично и всякому старцу искушать веру
и послушание своих учеников (из «Русского инока»).
Ох, ох, ох! Теперь настают времена люты; род человеческий приходит в изнеможение, столбы крепко
колеблются, подвижники ослабевают в своих силах и
тем только и спасаются, что их гонят и причиняют им
скорби, что переносят благодарно и терпеливо искушения (старец Неофит, Киево-Китаевской пустыни).