«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

как подобает. Всякий человек, живущий в настоящей

жизни целомудренно, праведно и благочестно, и мужественно, с благодушным терпением переносящий

все трудности и прискорбности искушений и бед, причиняемых видимыми и невидимыми врагами, всякий

такой мудро искупает время и успешно деет куплю, наперекор злым дням настоящей жизни. Что бы это

было более для вас ясно, возьму доказательство из того, что каждодневно происходит в настоящей жизни.

Кто умеет хорошо торговать настоящей жизнию, тот, встретив скорби, поношения, бесчестия и осмеяния, и зная, какую они могут принести пользу, и провидя

великую от них прибыль, тотчас схватывает их и, возложив на рамена свои, течет с ними, радуясь, и, таким

образом, вместо серебра одним терпением мгновенно

искупает время, тогда как многие не успевают в этом, несмотря на то, что постятся, проводят ночи без сна, спят на голой земле и подъемлют другие подвиги и

труды в продолжение долгих лет. И скажу вам, что кто

не умеет таким образом деять куплю свою, тот губит

время спасения своего (преподобный Симеон Новый

Богослов).

Не должно себя подвергать искушениям безрассудно:

через это мы показали бы чрезмерную смелость, но не

должно и уклоняться от них, если они постигают нас, и когда того требуют самые обстоятельства, иначе бы

мы показали свою робость. Без причины же и без нужды не должно искать их, потому что этим мы только

покажем свое тщеславие и гордость.

Но если нужно будет пострадать за святую веру, мы

не имеем права отрекаться от страданий, хотя бы даже

должны были подвергнуться тысяче смертей. Итак, не

призывай на себя искушений, если дела благочестия

не побуждают тебя к тому. Для чего навлекать на себя

излишние опасности без всякой пользы? (святитель

Иоанн Златоуст).

Когда доберетесь до Сарова, тут начнутся другие

искушения – и со стороны поклонников, и со стороны монастырских, ибо не все, как следует, держат

себя, – и эти всегда снаружи видны, а хорошие скрываются. Потому не бросайтесь ко всякому, а держите