«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

через это мы показали бы чрезмерную смелость, но не

должно и уклоняться от них, если они постигают нас, и когда того требуют самые обстоятельства, иначе бы

мы показали свою робость. Без причины же и без нужды не должно искать их, потому что этим мы только

покажем свое тщеславие и гордость.

Но если нужно будет пострадать за святую веру, мы

не имеем права отрекаться от страданий, хотя бы даже

должны были подвергнуться тысяче смертей. Итак, не

призывай на себя искушений, если дела благочестия

не побуждают тебя к тому. Для чего навлекать на себя

излишние опасности без всякой пользы? (святитель

Иоанн Златоуст).

Когда доберетесь до Сарова, тут начнутся другие

искушения – и со стороны поклонников, и со стороны монастырских, ибо не все, как следует, держат

себя, – и эти всегда снаружи видны, а хорошие скрываются. Потому не бросайтесь ко всякому, а держите

себя особняком (святитель Феофан Затворник, из

писем).

Пребывай непоколебимо в духовном разуме – и не

будешь изнемогать при искушениях. Уклонившись

уже из духовного образа мыслей, ощутив страдания, претерпи их (преподобный Марк Подвижник).

Искушения, случающиеся с нами неожиданно, научают нас быть трудолюбивыми и привлекают к покаянию при недостаточном произволении к нему.

Совершается это по смотрению о нас Божию (преподобный Марк Подвижник).

Бог искушал Авраама (Быт. 22: 1) не для того, чтобы

узнать, каков Авраам! Потому что ведал его Ведущий

всякого человека прежде, нежели человек начнет существовать. Искушал Авраама Бог, то есть посылал

ему скорби для пользы его, чтобы доставить ему возможность усовершен ствоваться в вере (преподобный

Марк Подвижник).

Всякий человек, по вступлении в этот мир, должен

развивать и укреплять свои силы по средством многотрудной деятельности, особенно свободная воля, главная действующая сила души, для укрепления

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 96 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 97

и развития своего, необходимо должна пройти поприще испытания, встретить и преодолеть различные

искушения, чтобы утвердиться в добре и отвержении

от зла; иначе, если бы стремление к добру, не встречая

испытаний, искушений, само собой по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру

не имело бы высокого нравст венного достоинства.

Как инстинкт – дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительнее перед нечистыми чувственными влечениями к