«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

себя особняком (святитель Феофан Затворник, из

писем).

Пребывай непоколебимо в духовном разуме – и не

будешь изнемогать при искушениях. Уклонившись

уже из духовного образа мыслей, ощутив страдания, претерпи их (преподобный Марк Подвижник).

Искушения, случающиеся с нами неожиданно, научают нас быть трудолюбивыми и привлекают к покаянию при недостаточном произволении к нему.

Совершается это по смотрению о нас Божию (преподобный Марк Подвижник).

Бог искушал Авраама (Быт. 22: 1) не для того, чтобы

узнать, каков Авраам! Потому что ведал его Ведущий

всякого человека прежде, нежели человек начнет существовать. Искушал Авраама Бог, то есть посылал

ему скорби для пользы его, чтобы доставить ему возможность усовершен ствоваться в вере (преподобный

Марк Подвижник).

Всякий человек, по вступлении в этот мир, должен

развивать и укреплять свои силы по средством многотрудной деятельности, особенно свободная воля, главная действующая сила души, для укрепления

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 96 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 97

и развития своего, необходимо должна пройти поприще испытания, встретить и преодолеть различные

искушения, чтобы утвердиться в добре и отвержении

от зла; иначе, если бы стремление к добру, не встречая

испытаний, искушений, само собой по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру

не имело бы высокого нравст венного достоинства.

Как инстинкт – дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительнее перед нечистыми чувственными влечениями к

удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно.

«Как кормчего корабля – буря; борца – поприще;

воина – сражение; великодушного – бедствие, так

христианина – искушение проявляет», – говорит святой Василий Великий. Искушения постоянно более

укрепляют нашу добродетель. Как дерева тем глубже

пускают корни и укрепляются, чем чаще и сильнее

колеблются ветрами, так и добродетель наша более