Елена Василенко-ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ -Л.И.ПАНОВОЙ И Р.И.ГАРИФЗЯНОВА «ОТКРОВЕНИЯ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ»-Критический анализ-Оглавление-I.

4) «ЧЕННЕЛИНГ» КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ «ОТКРОВЕНИЙ»

Панова предлагает получать эти «откровения» напрямую от неких духов, которые представляются как «ангелы-хранители» (о них будет сказано ниже). Т.е. метод получения данных «откровений» - сугубо оккультный. В книгах Пановой источником этим являются вещания духов, которые называют себя «Ангелами-Хранителями» и претендуют на роль учителей. Кстати, термин «Ангелы-Хранители» не новый, он употребляется еще в книге Е.Рерих [15]. Панова пишет: «Если вы все-таки решили обратиться за помощью к Ангелам-Хранителям, то будьте готовы выполнить все их советы, какими бы странными и нелепыми они не показались вам поначалу. …Если Ангелы-Хранители помогли вам советом, то их обязательно нужно отблагодарить – мысленно воздать им хвалу и выполнить все просьбы» [II, с.38]. В «Нью Эйдж» общение с духами носит название «ченнелинг», являясь одним из самых характерных признаков этого движения. В переводе на русский язык слово «ченнелинг» означает буквально «канализация», т.е. некто выступает каналом для духовных существ, говорящих через него. В отличие от спирита, вызывающего конкретный дух, «ченнелер» может быть призван к контакту в любой момент, независимо от своей воли, и при этом общаться с неизвестными дотоле духами, диктующими ему различные «откровения» [7,с.501,503]. В случае с Пановой под Ангелами-Хранителями понимаются духи умерших ранее родственников и близких контактера, или души известных людей, даже «Серафим Саровский», «Ксения Петербургская» или «Иисус Христос» [IX,с.83,199].

Православная Церковь решительно отвергает такой способ получения «откровений», потому что между Божественным Откровением и «ченнелингом» существует огромная разница. Во-первых, Ангелы являются к святым людям, подвижникам, очистившим сердце и ум; грешный человек не может вещать Истину: «Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными… Святые Ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение своей святой жизнью» [16]. Отличить истинное явление Ангела от демонического прельщения можно тем, что «никакое сомнение не может возникнуть в нас. Самое незначительное сомнение есть уже признак того, что явление имеет бесовский характер» [17;18]. Сама Панова признается, что «15 лет проверяла», т.е. в ней жили сомнения! [V,с.58]. Во-вторых, самим людям категорически запрещено искать контакта с потусторонним, духовным миром, так как для неочищенного, неподготовленного покаянием и благодатью человека это чревато большой опасностью и соблазном [19]. Под видом Ангелов могут явиться злые духи – бесы, внушающие человеку ложь; если Ангелы являются и действуют только для возвещения воли Божией, то нечистые духи выступают самостоятельно [16]. Такой контакт – прямой путь к одержимости или беснованию, впадению в прелесть [20]. И, наконец, в Православии невозможно новое Откровение, новое Евангелие, противоречащее существующему (Гал.1:8).

4) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ ПАНОВОЙ

Таким образом, доктрины, провозглашаемые Пановой, ложь, т.к. продиктованы бесами. О том же говорит и их содержание. Систематизируя изложенное в 9 книгах, можно выделить основные идеи этого учения.

1.БЕЗЛИЧНЫЙ БОГ. Бог – безличный Дух, «Вселенский Разум». Это характерно для идеологии «Нью Эйдж», где Бог не имеет личного бытия вне творения [5;21]. Сами представления о Нем в книгах размыты и неопределенны. Взглядам Пановой присущ антропоморфизм (усвоение Богу телесных сил и способностей) [22,ч.1.с.105], материализм («Бог так же живет, как и мы с вами, Он так же любит, так же страдает» [V,с.85], отрицание всемогущества Божия и Его Промысла в мире (ср.«Удача отвернулась… и Бог ничем не смог ей помочь… В свое время Бог не смог спасти и самого Гоголя» [V, с.191], пантеизм («…все, что меня окружает, это и есть Бог – огромный Вселенский Организм, частью которого мы тоже являемся… мы есть Он, а Он есть мы… Бог в каждом из нас» [V, с.81,91,122] [14,с.38]. Однако, во-первых, это противоречит Библии (Кол.1:15-17), а во-вторых, для человека важно именно отличать Творца и творение и признавать себя зависимыми от Него; автономно от Бога мир не может существовать [6;22,ч.2,с.12]. По словам диак.А.Кураева, «именно жажда самообожествления понуждает принимать довольно сомнительные концепции мироздания» [23]. Любовь Бога к нам зависит от степени нашей любви к Нему: «Он тебя любит настолько, насколько ты любишь Его» [V, с.171]. Бог «живет в каждом из нас, в сердце» (это очень характерно для «Нью Эйдж», принимающих буддистскую концепцию «бог внутри нас», [6]). В Православии Бога нужно «стяжать» в сердце, это путь всей жизни; в неочищенном же сердце находятся страсти (Матф.15:19). Бог нуждается в посредничестве Ангелов-Хранителей, Он «учит» через них, Сам ни во что не вмешиваясь [V, с.33,178]. Люди для Бога – «игрушки, актеры» [VI, с.279], а ведь одно исключает другое: если Бог не вмешивается в судьбы мира, поручив это Ангелам-Хранителям, то как Он может манипулировать людьми? В мире существует доброе и злое начало, между ними происходит непрестанная борьба (дуализм), тогда как в Православии зло не имеет природы, оно есть умаление добра, результат деятельности человека: «Начало зла коренится в свободе твари» [14,с.112;24,с.510]. Истина относительна, абсолютной не существует. Богу «все равно, как в Него верят, как Его называют… Важно то, что ликов у Него много, но Он один» [VII, с.123] (т.е. религия не имеет смысла). «Бог – это не человек, это энергия, находящаяся во всем живом… Он есть в каждом животном, в каждом растении, в каждом камне… Верит ли человек, что существует над ним Высший Разум, он же Бог, он же Природа» [I,с.68;V,с.133]. Однако уже здесь есть противоречие – поклоняться и обращаться можно только к Личному Богу, а не безличной силе. Впрочем, Панова считает, что молиться Богу не стоит, для выполнения наших просьб есть Ангелы-Хранители, Бога же не следует «беспокоить по мелочам» [I, с.32-33]. Это созвучно воспоминаниям одного бывшего контактера, которого «учитель» «предостерег, что просить Бога – унизительно, причем для Самого Бога» [25]. Но христианин молится именно потому, что верит в действие в мире попечительного Божьего Промысла, в то, что Бог – это Личность, небезучастная к соприкасающемуся с Ней миру, в то, что тварь не самобытна, а существует только силой создавшего ее Бога [22,ч.2,с.24].

«Откровения Ангелов-Хранителей» посвящены, как и многие другие неокульты, в основном, не вере, а тому, как человеку комфортнее устроиться в этом мире [26]. Так, она пишет: «Иисус учил, что каждый человек на земле достоин хорошей, богатой жизни… Нельзя довольствоваться тем, что имеешь, надо постоянно думать о своем будущем» [II,с.155]. А ведь в Евангелии сказано совсем другое! Спаситель постоянно говорит как раз о том, что нужно жить для Неба, а не для Земли, то же повторяют Его Апостолы (Матф.6:19-21,1Тим.6:19). Впрочем, Панову это не смущает, ведь она заранее предупредила, что верить Библии нельзя.

2.ТВОРЕНИЕ МИРА. Бог признается Творцом мира, при этом не исключается эволюция, а также вера в существование разумной жизни на других планетах и в «других измерениях», причем жизнь эта считается более развитой, чем на Земле [I,с.69; VI,с.245]. В другой книге говорится, что жизнь «была в плену у дьявола, а Бог ее освободил» [V,с.82]. Мир создан не для человека: «Слишком много чести для человека, если бы все это создавалось лишь для него одного» [V,с.162]. Земля – своеобразная «ИТК» для душ: «Наша планета выполняет функцию некоего исправительного лагеря – именно сюда ссылаются провинившиеся души со всей Солнечной системы» [VI,с.240]. Однако она вечна [I,с.82]. Здесь противоречие: зачем беречь Землю, как призывает Панова, если это – место страданий и исправления?

В Православии мир признается сотворенным Богом из ничего, из небытия [24,с.479;27] с определенным назначением – блаженство твари, слава Божия, совершенство творения (Рим.8:19-22) [22,ч.2,с.21]. Интерес к «другим мирам» Слово Божие не поощряет: «Библия приковывает наше внимание к земле, где совершаются тайны Божественного домостроительства. Она не только запрещает нам рассеиваться в беспредельных космических мирах, но говорит об ангелах, показывая их обращенными к земной истории» [24,с.493]. И спасается вселенная именно человеком: «Человек для вселенной есть ее упование благодати и соединения с Богом» [24,с.499].

3.АНГЕЛЫ И БЕСЫ. Что касается мира духовного, то о сотворении его не говорится, а Ангелы считаются могущественными духами. Они вовсе не обязаны беречь человека [I,с.22]. Ангелам приписывается всемогущество и знание. Они дают человеку земные блага, могут и покарать [I,с.13]. Человек должен слушаться их советов, иначе «рискует остаться без защиты». Количество охраняющих Ангелов зависит от нас самих [I,с.23-24]. Под Ангелами Панова подразумевает также души умерших [I,с.27;VI,с.243) и духов, вселяющихся в тело при рождении [V,с.85]. Ангелы Небесные, в собственном смысле слова, даются только «избранным» [I,с.28]. Ангелы-Хранители управляют судьбой человека. С ними можно общаться, причем, по словам самих «ангелов», они могут принимать любой облик [I,с.30]. Дьявол в книгах или считается «рождающимся в нашем воображении» [V,с.189], или же реальным, живущим внутри каждого, даже в душах святых [V,с.25,123]. Писать о нем Ангелы-Хранители запрещают [VIII,с.52]. Признается, что Бог отправляет на Землю Ангелов в человеческом облике «для очищения Земли» [VI,с.252], бесы также могут жить в людском обличье [I,с.219]. Кроме того, есть «безобидные духовные существа» - лешие, кикиморы, русалки и т.д.

По учению Православия, Ангелы – духи служебные, даются для нашего охранения в Крещении; посылаются Богом «имеющим наследовать спасение», существа Божия, будущего, мыслей человека и таинств веры не знают, учить не могут (Мк.13:32, 1Петр.1:12,1Кор.2:11,Евр.1:14). Ангелы «пребывают на небе и имеют одно занятие: воспевать хвалы Богу и служить божественной Его воле» [28,с.120]. Свт.Феофан Затворник писал, что тем, кто говорит, будто рядом с собой всегда видит ангела, нужно «сделать испытание этому ангелу: верует ли он в Господа Иисуса Христа» [29], иначе, возникает опасность быть прельщенным диаволом, как это случилось, например, с преп.Никитой Затворником [20;30]. Очевидно, что Ангелы-Хранители Пановой, отрицающие догматы веры и Божество Спасителя, не могут быть причислены к Ангелам: «Откровение – не гарант истины. Вопрос в том, кто именно «открылся», Бог или нет. По тому следу, который это откровение оставило в душе контактера и в его письменных трудах, можно судить о том, кто повстречался этому человеку» [31]. После смерти души умерших не блуждают свободно по миру (Евр.9:27). Дьявол – реальная личность, падший дух, сила его после Воплощения сокрушена Христом [32], изгоняется из человека в Таинстве Крещения: «С самого часа, как мы возрождаемся, бес оказывается вне нас, а благодать внутри» [33,с.34,46;34]. Ведя непрестанную борьбу за души человеческие, сатана и его духи стремятся всячески увлечь людей на ложный путь, принимая для этого вид Ангелов, чтобы прельстить [18]: «Сам сатана принимает вид ангела света» (2Кор.11:4). Но овладеть человеком бесы могут только с его согласия [28,с.122], а смирение, сознание своего недостоинства для видений Ангелов сохранит от опасности впасть в прелесть [20].