Елена Василенко-ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ -Л.И.ПАНОВОЙ И Р.И.ГАРИФЗЯНОВА «ОТКРОВЕНИЯ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ»-Критический анализ-Оглавление-I.

Авторы познакомились в 90-х гг. Гарифзянов – журналист, редактор «желтой» газеты «Блиц». Панова – жительница кубанской станицы Переправная, в прошлом – зоотехник, товаровед, работала на Крайнем Севере. С началом перестройки пыталась заняться бизнесом, завела фермерское хозяйство, которое уничтожили конкуренты. Лишившись средств к существованию, стала зарабатывать прорицанием с помощью зеркала и монетки: «Этот пожар заставил по-другому посмотреть на мир и изменить отношение к своему удивительному дару общения с духами. Если раньше она использовала этот дар только для близких и знакомых, то теперь поняла, что нельзя ограничиваться лишь этим» [II,с.25-26]. Встретившись с Гарифзяновым, она продемонстрировала свои способности [I,с.6]. Журналист решил написать о ясновидящей книгу, которая преподносилась не как авторский вымысел, а как запись «откровений» духов, с которыми общалась Панова. Книга вышла в 1998 г. и имела огромный успех. Ангелы-Хранители, по словам Гарифзянова, сказали: «Книга станет популярной во всем мире. Мы это сделаем… мы обеспечим книгам свыше «зеленую улицу», ваша задача лишь одна – ничего не исказить и сделать все так, как вам скажут» [V,с.29]. Воодушевленные соавторы начали выпуск серии книг, которая на сегодняшний день насчитывает уже 9 частей. Книги претендуют на то, чтобы «дать ответы на самые животрепещущие вопросы современности», например, об НЛО, египетских пирамидах, переселении душ, болезни и смерти, загадке Атлантиды и т.д. Все это можно было бы отнести к очередным «контактерским» нелепицам, однако в книгах содержатся нападки на христианство и прямо антиправославные высказывания, отрицающие догматы веры, при этом все облечено в весьма достоверную форму и подкреплено вескими аргументами. Не стоит забывать, что это один из приемов врага нашего спасения: «Обманывая, ему нравится убеждать. Из него аргументы текут, как вода в каскаде… Он может нас увлечь чтением книги, которая написана под его вдохновением» [9]. По словам самого Гарифзянова, книги серии «Откровения Ангелов-Хранителей» написаны для «самых обычных людей с простыми человеческими слабостями, которые… хотят просто жить, немного выпивать, флиртовать с противоположным полом, зарабатывать деньги, тратить их, иногда нарушать законы… то есть мало-помалу грешить» [I,с.15]. Таким образом, если Новозаветное Откровение ставит целью освободить человека от рабства греху и страстям, то «Откровения Ангелов-Хранителей» приводят людей в рабское по духу состояние [10,с.51].

3) ОТРИЦАНИЕ ПАНОВОЙ СВ.ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ ЦЕРКВИ КАК ИСТОЧНИКА ВЕРОУЧЕНИЯ

По ее утверждениям, Писание было «искажено», содержит не Богооткровенные истины, а человеческий вымысел. Ее рассуждения на эту тему очень напоминают высказывания советских пропагандистов атеизма. «Для чего правили Библию? Чтобы легче было управлять людьми. Новая догма помогала сильнее запугивать простой народ» [I, с.113]. «Оригинал Библии до наших дней не сохранился. Точнее, он есть, но пока людям не доступен» [I,с.282]. «Люди исправляли Библию, как хотели, вписывали туда все, что хотели» [VI, с.257]. Зато они с Гарифзяновым под руководством Ангелов-Хранителей «не перевернули Библию, а лишь добавили в нее недостающие страницы» [VII, с.103]. Эти высказывания настраивают читателей на то, что Священному Писанию доверять не стоит, а Предание Церкви – и вовсе «легенды, которые даже у сильно верующих людей вызывают большое сомнение»; книги же Пановой, напротив, содержат истину, это не вымысел человека, а «только то, что было сказано свыше» [II,с.47]. Таким образом, на любые попытки опровергнуть ее учение с помощью Библии Панова отвечает, что авторитет Слова Божия вообще под большим сомнением, а взамен предлагает новые «откровения». Это в целом очень характерно для движения «Нью Эйдж»: «Сторонники Движения Новой Эры подходят к Библии с предубеждением, основанным на том, чему они склонны доверять» [11]. Утверждая, что в Библии полно противоречий [II,с.48], Панова не пытается разобраться в том, что это за противоречия, какова их природа, и не задумывается, что если бы Слово Божие писали люди по некоему согласию, с целью мистификации, то все эти противоречия были бы ими уничтожены. Сама неоднородность Св.Писания убеждает в том, что оно подлинно, а не создано группой мошенников [12].

В Православной Церкви существует иное отношение к Писанию. Мы веруем, что «Все Писание (в с е, а не частично!) Богодухновенно» (2Тим.3:16); Иерусалимский Собор в 1672 г. вынес определение: «Веруем, что это Божественное и Священное Писание сообщено нам Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь» [13,с.34]. Только просвещенный благодатью Св.Духа ум может воспринять Писание верно. Всегда существовало отношение к Св.Писанию как к величайшей святыне, его переписывание было священнодействием, и поэтому нельзя допустить, что в многократно проверенных текстах допущены грубые ошибки. Так, в рукописях книги пророка Исаии, датируемых 1 в. до Р.Х. и 10 в. по Р.Х., нет ни одного разночтения [14,с.117].

4) «ЧЕННЕЛИНГ» КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ «ОТКРОВЕНИЙ»

Панова предлагает получать эти «откровения» напрямую от неких духов, которые представляются как «ангелы-хранители» (о них будет сказано ниже). Т.е. метод получения данных «откровений» - сугубо оккультный. В книгах Пановой источником этим являются вещания духов, которые называют себя «Ангелами-Хранителями» и претендуют на роль учителей. Кстати, термин «Ангелы-Хранители» не новый, он употребляется еще в книге Е.Рерих [15]. Панова пишет: «Если вы все-таки решили обратиться за помощью к Ангелам-Хранителям, то будьте готовы выполнить все их советы, какими бы странными и нелепыми они не показались вам поначалу. …Если Ангелы-Хранители помогли вам советом, то их обязательно нужно отблагодарить – мысленно воздать им хвалу и выполнить все просьбы» [II, с.38]. В «Нью Эйдж» общение с духами носит название «ченнелинг», являясь одним из самых характерных признаков этого движения. В переводе на русский язык слово «ченнелинг» означает буквально «канализация», т.е. некто выступает каналом для духовных существ, говорящих через него. В отличие от спирита, вызывающего конкретный дух, «ченнелер» может быть призван к контакту в любой момент, независимо от своей воли, и при этом общаться с неизвестными дотоле духами, диктующими ему различные «откровения» [7,с.501,503]. В случае с Пановой под Ангелами-Хранителями понимаются духи умерших ранее родственников и близких контактера, или души известных людей, даже «Серафим Саровский», «Ксения Петербургская» или «Иисус Христос» [IX,с.83,199].

Православная Церковь решительно отвергает такой способ получения «откровений», потому что между Божественным Откровением и «ченнелингом» существует огромная разница. Во-первых, Ангелы являются к святым людям, подвижникам, очистившим сердце и ум; грешный человек не может вещать Истину: «Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными… Святые Ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение своей святой жизнью» [16]. Отличить истинное явление Ангела от демонического прельщения можно тем, что «никакое сомнение не может возникнуть в нас. Самое незначительное сомнение есть уже признак того, что явление имеет бесовский характер» [17;18]. Сама Панова признается, что «15 лет проверяла», т.е. в ней жили сомнения! [V,с.58]. Во-вторых, самим людям категорически запрещено искать контакта с потусторонним, духовным миром, так как для неочищенного, неподготовленного покаянием и благодатью человека это чревато большой опасностью и соблазном [19]. Под видом Ангелов могут явиться злые духи – бесы, внушающие человеку ложь; если Ангелы являются и действуют только для возвещения воли Божией, то нечистые духи выступают самостоятельно [16]. Такой контакт – прямой путь к одержимости или беснованию, впадению в прелесть [20]. И, наконец, в Православии невозможно новое Откровение, новое Евангелие, противоречащее существующему (Гал.1:8).

4) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ ПАНОВОЙ