Елена Василенко-ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ -Л.И.ПАНОВОЙ И Р.И.ГАРИФЗЯНОВА «ОТКРОВЕНИЯ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ»-Критический анализ-Оглавление-I.

4. Человек.

5. Христос «Нью Эйдж».

6. Церковь.

7. Загробная жизнь.

8. Эсхатология.

5). Практическое применение учения.

III. Выводы.

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

а) Причина написания данной работы – распространение серии книг «Откровения Ангелов-Хранителей» и содержащегося в них оккультного учения. В настоящее время движение почитателей Пановой представлено сайтами в Интернете (www.garifzyanov.ru – официальный сайт авторов, www.angel-hranitelj.3dn.ru – неофициальный сайт почитателей), регулярными встречами последователей между собою и с авторами, проводятся даже семинары (например, в Греции, в июле 2007 г.), т.е. данное учение вышло за рамки просто литературного произведения и перерастает в идеологию. «Если происходит «новое видение Бога», и оно сочетается с абсолютной убежденностью в его истинности, то может сложиться новое религиозное учение с последующим его распространением. Успех последнего зависит как от активности учителя, так и от социальной востребованности и воспринимаемости видоизменений религии» (13). Исследований по данной теме еще не проводилось, если не считать нескольких статей в Интернете: «Л.Панова и ее деятельность», автор неизвестен, www.christ4you.ru; Д.Чистяков, «Ангелы», ведущие к смерти», www.vzov.ru; «Откровения» из бездны», www.cofe.ru; сообщения об отлучении Пановой от Церкви – www.portal-credo.ru, www.sedmitza.ru; А.Сальников, «Демонология как раздел ангелологии» и В.Мельников, «Ересь несусветная», газета «Вечерний Новосибирск», 06.04.02 и 21.12.05, www.vn.ru; С.Коппел-Ковтун, «Откровения Ангелов-Хранителей» – ложь бесовская», журнал «Мгарский колокол», №33, октябрь 2005, www.mgarsky-monastery.org. Однако они не являются систематическими и выявляющими подлинную суть и опасность содержащихся в книгах идей.

б) Цель работы – показать, что книги Пановой – продукт идеологии «Нью Эйдж» («Новый век»), это оккультное антихристианское учение, и их содержание, а также метод получения данных «откровений» не совместим с Православным вероучением; книги эти приносят вред читателям, пропагандируя ложные ценности, оккультизм, суеверия. Нельзя забывать, что изменение вероучительных истин, их перетолкование приводит к нарушению строя духовной жизни, делает бессмысленными Таинства, уводит от Христа [1].

В данной работе использованы следующие термины и понятия:

Эзотерика (от греч. «тайный, таинственный») – учение о внутренней природе человека; в более широком смысле – тайные или необщепринятые учения, предназначенные только для посвященных [2].

Оккультизм (от лат. «тайный, сокровенный») – общее название учений, признающих существование скрытых в человеке и в космосе сил, доступных лишь «посвященным», и изучение скрытого знания, включающего в себя магию, астрологию, нумерологию, экстрасенсорику и пр. [2].

Теософия (от греч. «Божественная мудрость») – религиозно-мистическое учение, сложившееся под влиянием религиозных и философских концепций буддизма, индуизма, оккультизма и гностицизма. Пыталась объединить в себе разные вероисповедания через поиск тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой почве универсальную религию, не связанную догматикой. [3].

Синкретизм (от греч. «смешение») – неорганическое слияние разнородных религиозных элементов. [2].

Пантеизм (от греч. «Бог во всем») – учение, растворяющее Бога в физическом мире. Раз Бог находится в каждом из нас, то мы можем знать Его без посредников – Церкви, Писания. [4].

в) Обзор литературы. В качестве источников использованы книги Пановой из серии «Откровения Ангелов-Хранителей» (кн.I-IX). Общая литература – книги о «Нью Эйдж» и эзотерике современных зарубежных авторов, книги об оккультных учениях, «Точное изложение Православной веры» св.Иоанна Дамаскина и догматические работы В.Н.Лосского, собранные в книге «Боговидение», «Догматика» иер.О.Давыденкова, достаточно полно и доступно излагающие Православное вероучение, а также книги современного богослова диак.А.Кураева «Кто послал Блаватскую?» и «Раннее христианство и переселение душ», в которых изложены принципы учения теософов и их критический анализ, книги иером.Серафима (Роуза), исследующие проблемы постхристианского общества. В остальных разделах использована литература соответствующих направлений – материалы по апологетике, психологии, текстологии Священного Писания, сектоведению, истории религии, православной антропологии.