Елена Василенко-ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ -Л.И.ПАНОВОЙ И Р.И.ГАРИФЗЯНОВА «ОТКРОВЕНИЯ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ»-Критический анализ-Оглавление-I.

Эзотерика (от греч. «тайный, таинственный») – учение о внутренней природе человека; в более широком смысле – тайные или необщепринятые учения, предназначенные только для посвященных [2].

Оккультизм (от лат. «тайный, сокровенный») – общее название учений, признающих существование скрытых в человеке и в космосе сил, доступных лишь «посвященным», и изучение скрытого знания, включающего в себя магию, астрологию, нумерологию, экстрасенсорику и пр. [2].

Теософия (от греч. «Божественная мудрость») – религиозно-мистическое учение, сложившееся под влиянием религиозных и философских концепций буддизма, индуизма, оккультизма и гностицизма. Пыталась объединить в себе разные вероисповедания через поиск тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой почве универсальную религию, не связанную догматикой. [3].

Синкретизм (от греч. «смешение») – неорганическое слияние разнородных религиозных элементов. [2].

Пантеизм (от греч. «Бог во всем») – учение, растворяющее Бога в физическом мире. Раз Бог находится в каждом из нас, то мы можем знать Его без посредников – Церкви, Писания. [4].

в) Обзор литературы. В качестве источников использованы книги Пановой из серии «Откровения Ангелов-Хранителей» (кн.I-IX). Общая литература – книги о «Нью Эйдж» и эзотерике современных зарубежных авторов, книги об оккультных учениях, «Точное изложение Православной веры» св.Иоанна Дамаскина и догматические работы В.Н.Лосского, собранные в книге «Боговидение», «Догматика» иер.О.Давыденкова, достаточно полно и доступно излагающие Православное вероучение, а также книги современного богослова диак.А.Кураева «Кто послал Блаватскую?» и «Раннее христианство и переселение душ», в которых изложены принципы учения теософов и их критический анализ, книги иером.Серафима (Роуза), исследующие проблемы постхристианского общества. В остальных разделах использована литература соответствующих направлений – материалы по апологетике, психологии, текстологии Священного Писания, сектоведению, истории религии, православной антропологии.

II. 1) ЧТО ТАКОЕ «НЬЮ ЭЙДЖ»

Прежде всего, нужно разобраться, что такое «Нью Эйдж». Свое существование это движение начало в 19 веке, когда Е.П.Блаватская (1831-91) организовала «Теософское общество» (1875 г.); в его учении причудливо соединились оккультизм, восточные религии и гностический вариант христианства. Ученица Блаватской Э.Бейли (1880-1949), развивая это учение в дальнейшем, довела его до уровня мировоззренческой системы [5]. Можно сказать, что «Нью Эйдж» – «искусственно созданная религия» [6], позаимствовавшая самые разные идеи из других религий и практик. Представители этого движения отличаются своей верой в скорое наступление «новой эры человечества», эпохи всеобщего «просветления» и «преображения» [7,с.513]. Но название «Новый век» обманчиво, т.к. оно не является ни новым по своей сути, ни движением с четко организованной структурой, ни, тем более, провозвестником новой эры [6]. Действительно, нельзя сказать, что существует некая единая секта под названием «Нью Эйдж», это – «система отдельных групп людей, явление аморфное, широкоохватное, в которое вовлечено много сект и организаций. Можно придерживаться идей «Нью Эйдж», не входя при этом ни в одну из этих организаций» [7,с.492]. «Нью Эйдж» подразделяется на две ветви – оккультную и гуманистическую, учение Пановой относится, скорее, к первой группе, главной чертой которой выступают вера в реинкарнацию и карму, а мировоззрение заключается в том, что «человечество находится на пороге всемогущества» [5]. «Нью Эйдж» стало «основным противником христианства в наши дни по причине своей привлекательности для греховной природы человека и в результате тонко замаскированной лжи» [5].

Разные исследователи по-разному классифицируют признаки данной идеологии. Если собрать воедино эти классификации, то можно выделить то, что присуще «Нью Эйдж» в целом: идея безличного Бога, пантеизм; вечная Вселенная; отсутствие страха смерти, понятий «грех», «суд», «Искупление», «благодать»; реинкарнация как путь к личностному совершенствованию; «ченнелинг» как продолжающиеся «откровения» от внеземных существ; оккультные практики (астрология, магия, спиритизм); пропаганда «мирового порядка» и синкретизма – стремления синтезировать несовместимые верования [5;6;7,с.528-529]. Идеи «Нью Эйдж» активно распространяются в России и странах СНГ: «Все большее влияние в стране приобретают отечественные тоталитарные секты – продукт преломления сознания «Нью Эйдж» в постсоветском менталитете» [7,с.10]. Книги Пановой стали ярким выражением этой идеологии, в своем роде уникальным.

2) ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КНИГ