Каноны Православной Церкви

Во время разделения между Римом и Восточными Церквами бывали случаи, что подвергавшиеся Римской Церковью запрещению или лишению сана клирики бывали приняты в общение на Востоке и, наоборот, подверженные прещениям клирики Константинопольской Церкви принимались Римской Церковью. Это нарушение церковного порядка устранялось настоящим правилом. Оно также определяет, что подсудность клириков устанавливается не местом их пребывания, не территорией, а принадлежностью к клиру той или другой Церкви или епархии. Заключительная часть правила предписывает, чтобы ничего не прибавлялось к ранее существовавшим преимуществам Римского Престола, которые обозначены в правилах: 1 Всел. 6; 2 Всел. 3; 4 Всел. 28 и 6 Всел. 36.

2. Хотя доныне некоторые архиереи, нисшедшие в монашеский образ, усиливались пребывать в высоком служении архиерейства, и таковые действия оставляемы были без внимания, но сей святой и Вселенский Собор, ограничивая такое недосмотрение и возвращая сие вне порядка допущенное действие, к церковным уставам, определил; если какой-нибудь епископ или кто иной архиерейского сана захочет снизойти в монашеское житие и стать на место покаяния, — таковой впредь уже да не взыскует употребления архиерейского достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства или начальствования; они обещаются не иных пасти, но пасомыми быть. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себя на место пасомых и кающихся. Если же кто дерзнет сотворить сие, после провозглашения и приведения в неизвестность произносимого ныне определения, — таковой, сам себя устранив от архиерейского места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом отложил.

Правило имеет в виду принятие епископом пострига после своей хиротонии. Оно называет это нисхождением в монашеское житие. Таким случаем было бы, если бы епископ ранее бывший только в рясофоре, принял бы монашеское пострижение или будучи монахом принял бы великую схиму. Напротив, правило это не препятствует восхождению от монашества или даже великой схимы на епископское достоинство, если такое лицо будет избрано Собором. Именно такова существующая в Церкви практика. Ср. Ап. 55.

3. Если кто из мирян, возпреобладав и пренебрегши повелениями Божиими и царскими, и поругавшись достойным благоговения церковным уставам и законам, дерзнет бить или заключать в темницу епископа, или без вины, или под вымышленными предлогами вины, — таковой да будет анафема.

Приложение:Окружное Послание Собора Архиереев РПЦ Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, относительно Масонства

Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они: потому что много лжепророков появилось в мире (1 Иоанн 4:1).

Если к какому-нибудь времени, то к нашему наиболее всего приложим эти священные слова возлюбленного ученика Христова и тайнозрителя Иоанна.

Наше смутное время весьма скудно пророками, но очень богато лжепророками. Мир оскудел “духом Божиим,” но очень богат “духом заблуждения.”

“Змий древний, который есть диавол и сатана” (Апок. 22:2), насадил в сердцах людей множество всяких лжеучений, ересей и сект, которыми он прельщает слабых в вере и неискусных в ведении тайн Царствия Божия, отвращая их от веры в Бога, в Церковь Христову, в бессмертие души, в загробную жизнь, в будущее воздаяние на суде Божием.

Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство. О нем мы и намерены по нашему архипастырскому долгу поведать православному русскому миру.