«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

чтобы пастыри церкви непремѣнно проповѣдывали во вся дни, наипаче же въ дни воскресные (Смотр.

пр. 19, УІ вс. соб.), указывала предметъ проповѣди, внутренній характеръ (VI Всел. соб. прав.

19); мало того, за небрежное отношеніе къ этой важнѣйшей обязанности наказывала отлученіемъ

и даже изверженіемъ (Прав. ап. 58), а за ревностное прохожденіе ея сподобляла пастырей

сугубыя чести (1 Тим. 6, 17), усвояя имъ высокое титло „учителей церкви". Ботъ почему

въ христіанской церкви это названіе употребляется отъ Бременъ апостольскихъ и до нынѣ,

какъ одно изъ почетнѣйшихъ для пастырей церкви.

По примѣру древней христіанской церкви и наша русская въ своихъ постановленіяхъ

постоянно внушала пастырямъ церкви смотрѣть на проповѣдь слова Божія, какъ ва первую

свою обязанность, и за неисполненіе ея грозила страхомъ удаленія отъ священнослуженія

или отрѣшенія отъ должностей (см. предисловіе къ собранію Сѵнодскихъ поученій. Уставъ ц.

консисторій §§ 8—11, инструкцію благочин. § 23 и ставлен. грамм.).

ІГ Прѳ дис л овіѳ.

Въ частности издаваемый трудъ имѣетъ нѣсколько назначеній: во первыхъ,,

служить готовымъ и самымъ полнымъ сборникомъ поученій, удобныхъ для

произнесенія съ церковной каѳедры, въ томъ видѣ, какъ они напечатаны,

на каждый день года примѣнительно къ жизни прославляемыхъ въ церковныхъ

пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ святыхъ и праздникамъ, особенно на всенощныхъ

бдѣніяхъ и заутреняхъ,—во вторыхъ-пособіемъ для живой церковной пропо-

Наставленія I. Христа о важности церковнаго учительства, примѣры св. апостоловъ,

и Отцевъ церкви и правила вселенской церкви—все говоритъ за то, что проповѣдь и при томъ*

постоянная, если можпо, ежедневная, при совершеніи каждаго богослуженія, есть неотложная

обязанность истиннаго душепастыря церкви—обязанность, которая отнюдь не можетъ устраняться

другою обязанностію—совершеніемъ богослуженія.

На практикѣ же, къ глубокому сожалѣнію, мы не всегда видимъ это.

Всѣ возраженія относительно неумѣстности частой проповѣди не выдерживаютъ

ни малѣйшей критики.

а) Говорятъ, что богослуженіе замѣняетъ и даже дѣлаетъ излишней проповѣдь. Но