«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

постоянная, если можпо, ежедневная, при совершеніи каждаго богослуженія, есть неотложная

обязанность истиннаго душепастыря церкви—обязанность, которая отнюдь не можетъ устраняться

другою обязанностію—совершеніемъ богослуженія.

На практикѣ же, къ глубокому сожалѣнію, мы не всегда видимъ это.

Всѣ возраженія относительно неумѣстности частой проповѣди не выдерживаютъ

ни малѣйшей критики.

а) Говорятъ, что богослуженіе замѣняетъ и даже дѣлаетъ излишней проповѣдь. Но

если бы это было такъ, то не было-бы правила вселенской церкви объ обязанности проповѣдывать

по вся дни, наипаче же въ воскресные и праздничные дни. Вѣдь это правило было*

поставлено тогда, когда богослуженіе и совершалось и посѣщалось не съ меньшимъ, а даже

несомнѣнно съ большимъ усердіемъ, чѣмъ теперь.

Да и тѣмъ, кто высказываетъ подобное возраженіе, хорошо извѣстно, что наше богослуженіе,

при всѣхъ его несравненныхъ достоинствахъ,.не можетъ ясной раздѣльно научить-

всѣмъ главнѣйшимъ истинамъ вѣры и нравственности. Требуется живое слово пастыря, чтобы

объяснить самое богослуженіе для того, чтобы оно служило учителемъ вѣры и благочестія.

А читаемыя на литургіи важнѣйшія нарочно избранныя мѣста св. писанія развѣ не требуютъ-

объясненія для слушателей, когда таковыя объясненія необходимы и въ школѣ, и въ семьѣ,,

и въ жизни и притомъ на каждомъ шагу? А возбужденіе къ подражанію жизни святыхъ,,

восхваляемыхъ въ краткихъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, развѣ не требуетъ особыхъ

пояснительныхъ поученій.

б) То возраженіе, что въ будничные дни не для кого говорить поученій, тогда только

имѣетъ силу, когда дѣйствительно нѣтъ въ храмѣ ни одного прихожанина, но если есть одинъ

или нѣсколько, то уже пастырь, зная съ одной стороны, что радость бываетъ великая на.

небесахъ по поводу обращенія и одного грѣшника, а съ другой—что слово жизни, слышанное

однимъ, чрезъ этого одного можетъ быть передано многимъ, имѣетъ всѣ побужденія сказать-

хоть нѣсколько словъ назиданія и одиому или нѣсколькимъ прихожанамъ.

в) То возраженіе, что частая проповѣдь многимъ не нравится, уже потому не имѣетъ

значенія, что еслибы слѣдовать этому сужденію „нѣкоторыхъ", то нужно было-бы уничтожить,