«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Максимъ исповѣдникъ.
( Христіане должны исповѣдывать свое
званіе непостыдно).
I. Въ VII вѣкѣ въ восточной Церкви
возникло лжеученіе моноѳелитовъ, которые
признавали въ Іисусѣ Христѣ
одну божественную волю при двухъ
естествахъ,божескомъ и человѣческомъ.
Защитниками ереси были два патріарха,
александрійскій и константинопольскій*,
ея держался и самъ греческій
царь Ираклій, который издалъ указъ
въ подтвержденіе ереси. Но православное
ученіе нашло себѣ твердаго защитника
въ преподобномъ ^Максимѣ,
нынѣ прославляемомъ церковію. Онъ
словомъ и писаніемъ убѣждалъ вѣрующихъ
твердо стоять за истину. По совѣту
его римскій епископъ Мартенъ
созвалъ въ 649 году соборъ въ Римѣ,
на которомъ ересь и защитники ея
были осуждены. Императоръ Константъ
II, преемникъ Ираклія, самъ
державшійся моноѳелитства, приказалъ
схватить Мартина и привести въ Константинополь;
вмѣстѣ съ нимъ взяли
и Максима. Участь послѣдняго была
очень печальна. Разнаго рода пытками
старались обратить его къ ереси,держали
въ темницѣ, жестоко били, топтали
ногами. Но преподобный Максимъ
не смотря на истязанія оставался непоколебимымъ
и твердо защищалъ православіе.
Наконецъ императоръ приказалъ
вырѣзать ему языкъ и отрубить
правую руку, чтобы онъ не могъ
ни словомъ ни писаніемъ провозглашать
истины. Послѣ этого исповѣдника
съ позоромъ влачили по городу и наконецъ
сослали въ заточеніе на восточный
берегъ Чернаго моря. Много страданій
перенесъ онъ, прежде чѣмъ достигъ