«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

нѣйшему, и не высоко образованный

менѣе образованному, и дажене обра-

64 Мѣ с я ц ъ ян в а р ь .

зованный образованному, потому что

не все такъ въ духовномъ, какъ бываетъ

въ тѣлесномъ.

в) Скажутъ еще, нто тѣлесную ии>

лость дѣлать удобно, потому что ея просятъ

не только нуждающіеся, но часто и не

нуждающіеся, а духовную — трудно, потону

что имѣющіе въ ней нужду не только

большею частію не просятъ ея, но часто

и предлагаемую отвергаютъ и даже оскорбляютъ

подающихъ. Должно признаться,

что это затрудненіе велико. Но вспомнимъ,

что когда апостолы хотѣли подать

міру великую духовную милостыню

- христіанскую вѣру и нравственность,

онъ не только не просилъ ея,

но и предлагаемую не хотѣлъ принять,

и озлобился на предлагающихъ. Одна-

ко ихъ вѣра, любовь, терпѣніе, молитва

сдѣлали, наконецъ, то, что міръ

принялъ великую милостыню, и спасенъ.

Что апостоламъ дано было сдѣлать

для милліоновъ душъ, для вѣковъ,

для вселенной: того, хотя часть нѣкую,

хотя для одной бѣдствующей души сдѣлать,

вѣрно, поможетъ благодать Во-

жія всякому вѣрному и братолюбивому

чаду апостольской церкви.

III. Братіе, аще кто es eacs заблудшія

отъ пути истины, и обратитз

кто его: да вѣсть, яко обративъій грѣшника

oms заблужденія пути его спасетъ

душу oms смерти и покроетъ множество

грѣховъ, и ближняго, и своихъ

(Іак. Т. 19, 20). Въ сихъ словахъ ап.

Іаковъ предлагаетъ вамъ и подвигъ, и

надежду въ немъ успѣха, и награду.

Аминъ. (Сост. по проп. Филарета,

митр. моск., т. ІУ, изд. 1882 г.).