«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

можетъ выйти иначе, пакъ отъ молитвы

и поста (Марк. IX, 29). „Кто молится

съ постомъ,—учитъ св. Златоустъ,—

тотъ имѣетъ два крыла, легчайшія самаго

вѣтра; онъ быстрѣе огня и выше

земли; потому-то таковой особенно является

врагомъ и ратоборцемъ противъ

демоновъ, такъ какъ нѣтъ сильнѣе человѣка,

искренно молящагося и постя-

щагося“. („Толковое евангеліе1,1 еписк.

Михаила, стр. 335).

А св. Василій Великій о силѣ поста

учитъ: „постъ — надежное огражденіе

души, оружіе воюющимъ, онъ прогоняетъ

искушенія11 (Вес. XIII). На св.

.мученицу Іустину діаволъ дѣлалъ частыя

нападенія, но не могъ побѣдить

праведницы. Однажды она стояла на

молитвѣ и во время молитвы почувствовала

въ сердцѣ своемъ наплывъ нечистыхъ

беззаконныхъ пожеланій; удивлялась

святая такому въ себѣ грѣховному

движенію и стыдилась такой нечистоты;

но мудрая Іустина скоро поняла,

что это искушеніе ей приходитъ

отъ діавола: она начала поститься и

молиться Господу Богу—и своими молитвами

и постомъ посрамила и побѣдила

врага („Ч.-М.“ октября 2 д.).

г) Четвертое средство нашей борьбы и

побѣды надъ діаволомъ есть смиреніе. Сашъ

діаволъ нѣкогда признался св. Антонію,

что онъ, т.-е. св. Антоній, однимъ смиреніемъ

побѣждаетъ его („Чет.-Міш."

жит. св. Ант. янв. 19 д.). „Когда св.

Антоній, увидѣвъ распростертыми всѣ

сѣти діавола11, пишетъ св. Дороѳей,

Оіоуч. о смир.) „вздохнулъ и вопросилъ

Бога: „кто же избѣгнетъ ихъ?а тогда

получилъ отвѣтъ: „смиреніе избѣгаетъ

ихъа. Однажды діаволъ явился нѣкоторому

пустыннику, въ образѣ свѣтлаго